Здравствуйте, уважаемые автолюбители! В этот раз мы поговорим о таком веществе, как тормозная жидкость. Я думаю, многим будет интересно узнать, какие она имеет свойства, как её производят и почему в тормозную систему льётся именно эта субстанция. А ведь и правда, мы постоянно сталкиваемся с этой жидкостью и ничего о ней не знаем, как, к примеру, о бензине или масле. Поэтому давайте уделим внимание и этому претенденту, тем самым повысив уровень собственных знаний.
Из чего делают тормозную жидкость?
Для тех, кто более или менее разбирается в химии, скажу, что тормозная жидкость состоит из смеси монометиловых эфиров:
— диэтиленгликоля;
— триэтиленгликоля;
— тетраэтиленгликоля;
— пентаэтиленгликоля;
— гексаэтиленгликоля.
На фото ниже вы можете увидеть ядовитый метиловый спирт, из которого получают все вышеперечисленные гликоли.
Если простым языком, то это обычные жидкости, которые получают при помощи переработки метилового спирта и дистиллированной воды. "Почему нужно использовать именно их?", — спросите вы. Да потому что этим веществам, с тяжело проговариваемыми названиями, очень легко придать такие свойства, которые нам нужны, путём добавления в них различных составляющих.
Чтобы получить жидкость, наподобие тормозной, добавляют зачастую эфиры борной кислоты.
Однако, в таком состоянии жидкость всё ещё не пригодна к использованию, ведь не содержит такие важные компоненты, как:
— антикоррозионная присадка;
— антиокислитель;
— пластификатор (придаёт эластичность);
— антивспениватель.
Смешав все эти вещества в определённых пропорциях, мы получаем готовую жидкость, которая имеет высокую температуру кипения и остаётся редкой при минусе.
Кроме тормозных жидкостей на гликолевой основе, существуют ещё минеральные и силиконовые, представляющие собой смесь касторового масла с различными спиртами. Однако, они уже почти не используются, так как имеют значительно худшие качества.
Основные свойства тормозной жидкости
Из самых основных качеств тормозной жидкости выделяют следующие:
1) Температура кипения — она должна быть как можно выше, чтобы выдерживать большое давление, созданное во время нажатой педали тормоза.
2) Вязкость — должна быть определённого значения (в идеале 1800 мм²с), чтобы беспрепятственно проходить сечения тормозной системы и одновременно не просачиваться через допустимые зазоры.
3) Смазывающие свойства — жидкость должна смазывать поверхности системы, поскольку основными рабочими элементами являются прецизионные пары, повреждения которых могут вызвать течь.
4) Антикоррозионные свойства — металлические поверхности не должны страдать из-за жидкости, поскольку выведут систему из строя.
5) Воздействие на резиновые детали — манжеты и уплотнения тормозной системы делаются из резины. Если они будут увеличиваться или уменьшаться в объёме, то повышается вероятность течи.
6) Устойчивость к высокой температуре — при нагреве жидкость намного интенсивнее окисляется кислородом, а эти окислы могут с лёгкостью разрушать металлы.
7) Гигроскопичность — способность впитывать влагу. Присутствующая в тормозной жидкости вода понижает температуру кипения и делает её неустойчивой.
Любая тормозная жидкость должна обладать всеми этими свойствами. Отсутствие одного из них в разы сокращает срок службы.
Почему тормозную жидкость меняют раз в 2 года?
И вот пришло время ответить на самый главный вопрос — зачем же вообще нужно менять тормозную жидкость, если она обладает всеми необходимыми параметрами? Кто был внимателен, тот заметил, что кроме полезных свойств у неё есть ещё и, так называемая, гигроскопичность, от которой пытаются, но никак не могут избавиться.
Любая тормозная жидкость очень хорошо впитывает влагу из внешней среды. Подобный эффект можно сравнить с каким-нибудь абсорбирующим веществом. Следовательно, если жидкость перемешается с определённой долей воды, то её температура кипения уже не будет прежней и заметно снизится.
На практике это будет означать следующее
Передвигаясь по длинному затяжному спуску, да ещё и с небольшим грузом, педаль выжимается намного интенсивнее. Соответственно, повышается температура тормозной жидкости (более 100 градусов), и в ней начинает закипать та самая, накопленная за долгие годы, вода, а она, как нам известно, при кипении испаряется. Пар — это ничто иное, как газ, который от давления очень легко сжимается. Ну а здесь, я думаю, вы уже поняли, что педаль попросту провалится, и при этом эффект торможения не усилится. Наглядно всё выглядит примерно так:
Кроме того, вода является активным возбудителем коррозии. Ржавчина может повредить главный и колёсные тормозные цилиндры, что в лучшем случае вызовет течь. Тем более, если система не обслуживается на дилерской станции.
Заключение
Смена тормозной жидкости каждые 2 года обуславливается её неблагоприятным свойством накапливать влагу из внешней среды. Попавшая в систему вода при длительном торможении может с лёгкостью вскипеть, образовав паровую пробку. Она под действием давления сжимается, а педаль, соответственно, проваливается.
На данный момент ещё не придумали такую жидкость, которая имела бы одновременно и высокую температуру кипения, и не обладала бы гигроскопичностью. Пока что эта проблема решается простой заменой.
На этом у меня всё! Если вам эта статья показалось увлекательной или полезной, то подписывайтесь на канал и ждите новых, не менее интересных публикаций. А пока не прощаемся...