Найти тему
МИР ИЗНУТРИ

Почему тормозную жидкость меняют раз в 2 года?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! В этот раз мы поговорим о таком веществе, как тормозная жидкость. Я думаю, многим будет интересно узнать, какие она имеет свойства, как её производят и почему в тормозную систему льётся именно эта субстанция. А ведь и правда, мы постоянно сталкиваемся с этой жидкостью и ничего о ней не знаем, как, к примеру, о бензине или масле. Поэтому давайте уделим внимание и этому претенденту, тем самым повысив уровень собственных знаний.

Тормозная жидкость известной фирмы "Motul"
Тормозная жидкость известной фирмы "Motul"

Из чего делают тормозную жидкость?

Для тех, кто более или менее разбирается в химии, скажу, что тормозная жидкость состоит из смеси монометиловых эфиров:

— диэтиленгликоля;

— триэтиленгликоля;

— тетраэтиленгликоля;

— пентаэтиленгликоля;

— гексаэтиленгликоля.

На фото ниже вы можете увидеть ядовитый метиловый спирт, из которого получают все вышеперечисленные гликоли.

Опасный метанол
Опасный метанол

Если простым языком, то это обычные жидкости, которые получают при помощи переработки метилового спирта и дистиллированной воды. "Почему нужно использовать именно их?", — спросите вы. Да потому что этим веществам, с тяжело проговариваемыми названиями, очень легко придать такие свойства, которые нам нужны, путём добавления в них различных составляющих.

Чтобы получить жидкость, наподобие тормозной, добавляют зачастую эфиры борной кислоты.

"Холодное пламя" эфира борной кислоты с трудом поджигает бумагу
"Холодное пламя" эфира борной кислоты с трудом поджигает бумагу

Однако, в таком состоянии жидкость всё ещё не пригодна к использованию, ведь не содержит такие важные компоненты, как:

— антикоррозионная присадка;

— антиокислитель;

— пластификатор (придаёт эластичность);

— антивспениватель.

Смешав все эти вещества в определённых пропорциях, мы получаем готовую жидкость, которая имеет высокую температуру кипения и остаётся редкой при минусе.

Кроме тормозных жидкостей на гликолевой основе, существуют ещё минеральные и силиконовые, представляющие собой смесь касторового масла с различными спиртами. Однако, они уже почти не используются, так как имеют значительно худшие качества.

Основные свойства тормозной жидкости

Из самых основных качеств тормозной жидкости выделяют следующие:

1) Температура кипения — она должна быть как можно выше, чтобы выдерживать большое давление, созданное во время нажатой педали тормоза.

Таблица с основными свойствами
Таблица с основными свойствами

2) Вязкость — должна быть определённого значения (в идеале 1800 мм²с), чтобы беспрепятственно проходить сечения тормозной системы и одновременно не просачиваться через допустимые зазоры.

3) Смазывающие свойства — жидкость должна смазывать поверхности системы, поскольку основными рабочими элементами являются прецизионные пары, повреждения которых могут вызвать течь.

4) Антикоррозионные свойства — металлические поверхности не должны страдать из-за жидкости, поскольку выведут систему из строя.

5) Воздействие на резиновые детали — манжеты и уплотнения тормозной системы делаются из резины. Если они будут увеличиваться или уменьшаться в объёме, то повышается вероятность течи.

6) Устойчивость к высокой температуре — при нагреве жидкость намного интенсивнее окисляется кислородом, а эти окислы могут с лёгкостью разрушать металлы.

7) Гигроскопичность — способность впитывать влагу. Присутствующая в тормозной жидкости вода понижает температуру кипения и делает её неустойчивой.

Любая тормозная жидкость должна обладать всеми этими свойствами. Отсутствие одного из них в разы сокращает срок службы.

Почему тормозную жидкость меняют раз в 2 года?

И вот пришло время ответить на самый главный вопрос — зачем же вообще нужно менять тормозную жидкость, если она обладает всеми необходимыми параметрами? Кто был внимателен, тот заметил, что кроме полезных свойств у неё есть ещё и, так называемая, гигроскопичность, от которой пытаются, но никак не могут избавиться.

Любая тормозная жидкость очень хорошо впитывает влагу из внешней среды. Подобный эффект можно сравнить с каким-нибудь абсорбирующим веществом. Следовательно, если жидкость перемешается с определённой долей воды, то её температура кипения уже не будет прежней и заметно снизится.

На практике это будет означать следующее

Передвигаясь по длинному затяжному спуску, да ещё и с небольшим грузом, педаль выжимается намного интенсивнее. Соответственно, повышается температура тормозной жидкости (более 100 градусов), и в ней начинает закипать та самая, накопленная за долгие годы, вода, а она, как нам известно, при кипении испаряется. Пар — это ничто иное, как газ, который от давления очень легко сжимается. Ну а здесь, я думаю, вы уже поняли, что педаль попросту провалится, и при этом эффект торможения не усилится. Наглядно всё выглядит примерно так:

Вот что происходит с воздухом в системе при торможении
Вот что происходит с воздухом в системе при торможении

Кроме того, вода является активным возбудителем коррозии. Ржавчина может повредить главный и колёсные тормозные цилиндры, что в лучшем случае вызовет течь. Тем более, если система не обслуживается на дилерской станции.

Заключение

Смена тормозной жидкости каждые 2 года обуславливается её неблагоприятным свойством накапливать влагу из внешней среды. Попавшая в систему вода при длительном торможении может с лёгкостью вскипеть, образовав паровую пробку. Она под действием давления сжимается, а педаль, соответственно, проваливается.

На данный момент ещё не придумали такую жидкость, которая имела бы одновременно и высокую температуру кипения, и не обладала бы гигроскопичностью. Пока что эта проблема решается простой заменой.

На этом у меня всё! Если вам эта статья показалось увлекательной или полезной, то подписывайтесь на канал и ждите новых, не менее интересных публикаций. А пока не прощаемся...

Авто
5,66 млн интересуются