Шел 1942г. Британская разведка получила информацию о заводе тяжелой воды в Норвегии. Тяжелая вода была необходимым компонентом для атомного проекта Германии. Нацисты с атомной бомбой станут не просто опасны, а очень опасны. Было принято решение уничтожить данный завод. С учетом мощи немецких «люфтваффе» на тот момент, было принято решение использовать новый род войск –«коммандос». По замыслу союзников они должны были воздушным путем десантироваться в высокогорных районах Норвегии и уничтожить завод, попутно, развязав партизанскую войну против немцев с привлечением местного «сопротивления». Для данной задачи предназначались «1-ые специальные силы» (First Special Service Force) из состава 5-ой Американской Армии. С этого подразделения началась история диверсионных частей армий США и Канады. Горные районы Норвегии по своей географии очень специфичны. Требовалась не только особая подготовка подразделений и их личного состава, но и специальное оружие и техника. К разработки такой техники подключили «Studebaker Corporation». В рамках подготовки к операции «Плуг» (Project Plough) был разработан гусеничный снегоход-транспортер M-29 «Визель» (Weasel). Операция была отменена и завод предпочли уничтожить стратегической авиацией союзников. Но транспортер поставили на конвейер он и воевал, и служил после войны. В армии США состоял на вооружение до 1958г. В армиях других стран еще дольше. Франция сняла его с вооружения, только, в начале 1970-х гг. Успев его применить в ряде конфликтов, включая войну в Индо-Китае. Он был особенно хорош в песках и болотах. В снегах ему пришлось воевать редко. Хотя горная пехота была одним из частых получателей М-29.
Техническое описание:
По конструкции, это почти гусеничный трактор. С двигателем от предвоенного бестселлера Studebaker легковой автомашины «Champion». И с типичным особенностями гусеничных тракторов тех лет в конструкции и управлении, с поправкой на армейские задачи. Одна из его особенностей – возможность быстрой самоликвидации транспортера, дабы избежать превращения в трофей противника. В отличии от гражданских тракторов он имел большую скорость движения и возможность перевозки десанта с оружием в кузове. Была предусмотрена возможность установки вооружения вплоть до малокалиберной артиллерии и минометов. Имелся амфибийный вариант.
Технические характеристики:
Масса: снаряженная 3,8 т. Пустого – 1,7 т.;
Вместимость: 4 человека, включая водителя;
Двигатель: Студебекер Модель 6-170 Чемпион (Studebaker Model 6-170 Champion), мощность – 70л.с., имел 6 цилиндров, объем2,7 л., бензиновый, карбюраторный;
Трансмиссия: Механическая, трехступенчатая;
Тормоза: механические, раздельные для правой и левой гусеницы, совмещенные с механизмом поворота транспортера;
Максимальная скорость: 58 км/ч.;
Максимальный пробег на одной заправке: 266 км.;
Всего было выпущено 14,924 единиц данной техники различных модификаций.
Федор Болдырев 2018©
Иллюстрации:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7b/M-29_"_Weasel"_St_Lo_special.jpg;
Все фото взяты на условия соблюдения Creative Commons
Использованные источники: https://en.wikipedia.org/wiki/M29_Weasel,
https://en.wikipedia.org/wiki/First_Special_Service_Force,
https://autoweek.com/article/car-news/1944-studebaker-m-29-one-trick-vet,
http://usautoindustryworldwartwo.com/studebaker.htm;