Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Такие времена?

Сегодня под одним постом прочла новый комментарий (изменена только пунктуация):

Во время войн и революций тоже рожают. Хоть и сложно-трудно-невыносимо, но почему-то рожают. Сейчас что-то типа этого, сложные времена. Никто ради желающих рожать ничего делать не будет. Это следует учитывать, а не обвинять тяжелые времена. Временам оно без разницы.

В чём-то автор права. В том, что надо учитывать тот факт, что никто ради тех, кто рожает детей, ничего делать не будет.

Вот только сейчас не война. Мы живём в государстве, одном из самых богатых на природные ископаемые, где налоги не самые маленькие, а повышение рождаемости провозглашают одним из главных направлений государственной политики.

И в этом самом государстве надо учитывать.

Впрочем, чего пенять на государство? Ведь так? Мы ведь заслуживаем то, что имеем? Или нет?

Не важно. Сегодня не о государстве. Об обществе. И об отношении общества к матерям с маленькими детьми.

После посещения иных магазинов, аптек и прочих общественных мест с младшим ребёнком, сидящим в коляске, я начинаю жалеть, о том, что рюкзаки и слинги этот мой ребёнок не любит ещё больше, чем быть пристёгнутым в своём детском транспорте. Но сегодня речь не о сравнении удобства передвижения в слингах, колясках, велосипедах, а то и вовсе пешком, да на ручках.

Сегодня об отношении окружающих к этому.

К примеру, намедни в одном магазине нам встретилось крыльцо без ступенек. Довольно высокое. К тому же, настолько узкое, что если завезти на крыльцо коляску, дверь открыть практически нереально.

Магазин, кстати говоря, с учебной литературой. То есть, по идее, должно бы подразумеваться, что туда могут прийти родители, у которых более одного отпрыска, и одно чадо, ещё не научилось передвигаться самостоятельно.

В общем, обратно выбраться нам помогла продавец, но напоследок сказала, что, вообще-то, мамочки обычно или оставляют коляску с ребёнком, или ребёнка под мышку, а коляска на улице, ну, или как-то складывают коляски-то.

Сейчас будет небольшое лирическое отступление.

Долгое время мне доводилось зарабатывать на жизнь, в том числе и модерируя комментарии на сайтах и группах ВКонтакте. В том числе в сообществах, посвящённых теме материнства. И да, там этот момент поднимался часто. Иногда специально мною же и поднимался. И почти всегда находилось не меньше трети женщин, таких же мам, которые высказывались в духе, мол вам, вообще, никто ничего не должен, надо в слингах носить, ибо коляски представляют вселенское зло, что надо было замуж выходить так, чтобы муж по магазинам носился, а не мать с младенцем, или няню нанимать, или доставку продуктов, и общественным транспортом нефиг пользоваться, если сама детскую коляску туда затащить не можешь. И место тебе уступать никто нигде не обязан. Тебе никто ничего не должен

Впрочем, мне привычно и я не реагирую.

Но в голове при этом регулярно возникает мысль, которую я иногда даже озвучиваю.

Люди, очнитесь! Колясками пользуются не только дети, которые составляют немалый процент от общего населения страны. Коляски, они ещё и инвалидными бывают. Им тоже коляску сложить? Или из дома не выходить? Они и не выходят. Но не выходят в том числе благодаря таким, которые кричат, о том, что в стране никто никому ничего не должен, поэтому если тебе надо, то ты и выкручивайся.

Их меньше. Которые в других колясках. За них часто некому постоять. За ребёнка в коляске может мама высказаться, а то и папа.

Этим летом я (с коляской, да) шла в магазин. По дороге нас обогнала инвалидная коляска. Парень сидел в ней весь скрюченный, но коляска была такая, что управлял он ею чуть ли ни одним мизинцем.

Помню, как мысленно порадовалась, что существуют такие вот средства, хоть как-то облегчающие жизнь и повышающие хоть немного комфорт людям, пусть пока и за огромные деньги.

А потом мы эту коляску догнали. На одном из переходов. Слишком высокий поребрик, а за ним ямка. Всё. Вот тебе и облегчённая жизнь с доступной средой в комплекте. Я с детской коляской преодолеваю это препятствие с трудом. А парень его преодолеть не смог. Но да, повезло. Минуты через три мимо проходящие двое крепких мужчин помогли.

Поэтому, пожалуйста, не стоит в случаях, когда очередная женщина жалуется, что где-то там невозможно пройти с коляской, советовать ей слинги или доставку продуктов до подъезда. Поддержите возмущение. Поддержите негодование. А может и напишите (у себя на странице или в соответствующие органы муниципальные): среда должна становиться доступной, а не псевдодоступной.

Не нужно говорить матери о том, что ей никто ничем не обязан.

По сути мать с маленьким ребёнком, она такой же человек с ограниченными возможностями. Просто у инвалида или у человека с травмой, которую можно вылечить, возможности ограничены в связи с болезнью или травмой, а у матери -- в связи с наличием ребёнка.

Да-да. Мать точно так же ограничена в возможности передвигаться свободно по городу, в возможности зайти в любой магазин и любую точку общепита, в возможности воспользоваться общественным туалетом и во многом другом.

Но да, у матерей это временно. И да, в материнстве есть достаточно светлых сторон. Поэтому она, в отличие от тех, кто ограничен в тех или иных возможностях по иным причинам, даже сочувствия и понимания не всегда заслуживает. (Да-да, в нашем обществе выясняется, что это надо заслужить).

Я процитирую напоследок одного очень хорошего человека:

Общество, оно потому и обществом называется, что слабого или ослабевшего общество поддержит. Не потому, что обязано, а потому, что это естественно.
Если рядом с вами в толпе споткнулся человек, вы его поддержите или по башке дадите? Уверена, что поддержите. Уверена. что поможете подняться. Просто потому, что для человека это правильно.
Тогда почему же, почему же вы готовы уничтожить человека с ребёнком?Ах, он нарушает ваш комфорт!
Мать не опасна. Ей можно высказать, потому что она не ударит, не накажет, не выскажет. Она слабая. Поэтому не страшно.
Знаете, почему помогать -- это привилегия? Привилегия, право сильного --помочь ближнему? Потому что это. Поднимает значимость помогающего в собственных глазах и в глазах сообщества. Он становится ценен. Нужен, важен, даже необходим. Кроме того, помогающий улучшает атмосферу в обществе, вокруг себя. Потому что вокруг него становится больше добра. Он сделал хорошее дело, он помог.
И всем кругом стало добрее.
Ненависть разъединяет. Сделайте гадость -- и все вокруг вас сделают вид, что их с вами нет. Тут же распадается общность. Потому что каждый стремится оградить себя от плохого.
А добро объединяет. Понятно, что помогать приятнее приятным людям. Но это взаимозависимое. Приятных людей больше в обществе, полном добра. Я убеждена, что помогать -- это право, а не обязанность. Как говорит один чудесный человек, это "про любовь".

А так-то да, временам оно всё без разницы.