Продолжаем открывать принципы самообучения в инновационных школах мира и посмотрим сегодня чуть подробнее, как работает метод #peer-to-peer learning в школе 42.
Вспомним, что учебные программы состоят из практических, проектных задач. Ученики полагаются на собственные силы в поиске информации и на однокурсников. Каждый участник команды принимает нужную и новую информацию от коллег и делится собственными соображениями и знаниями. Достижения команды повышаются вместе с умениями каждого. При этом каждый студент работает как над индивидуальными задачами, так и участвует в коллективной проектной разработке.
Сотрудничество — в основе метода #peer-learning. Сопоставление и противоречий мнений разрешает проектные сложности. То, что очевидно одним, ставится под сомнение другими членами команды. Вопросы "это лучший способ решения?", "можем ли выбрать другой способ решения задачи?", "как сделать решение проще?", задаются ежедневно. При таком подходе студенты двигаются вперед, оттачивают навыки, исследуют, а не запоминают за преподавателем, экспериментируют и защищают идеи.
В центре образовательного процесса — сообщество студентов, а не преподаватель. Учащийся не ждет того, кто придет и расскажет, ищет ответы сам и среди сокурсников. Используя полученные рекомендации и знания, студент реализует нужное решение, которое сумеет объяснить и представить другим.
Обучение не заканчивается в момент выдачи проектного результата. Студенты подхватывают их друг у друга и выполняют тщательные проверку и анализ. При этом нет никакой модели и правил, по которым выполняются проверка и правки. Каждый студент руководствуется собственными представлениями при оценке результатов проектов. При таком открытом диалоге выявляемые ошибки и упущения стимулируют совместный прогресс вместо тревожных ожиданий балльной оценки работ. Учащиеся, работы которых подвергаются анализу, узнают о новых нереализованных приемах, разбирают новые предложения, обосновывают выбранные решения. В свою очередь оценивающие представляют аргументацию собственных выводов.
А как думаете вы? насколько сложно организовать взаимодействие в самоорганизующейся учебной среде? Пишите в комментариях.