Знакомо всем учителям литературы: ребенок выучил стихотворение хорошо, но рассказал так… словно пережевал все слова вместе со знаками пунктуации. Снова статья обзорная, обучающие будут чуть позднее.
Вот это «бу-бу-бу», монотонное, тихое, абсолютно безэмоциональное, претендует на пятерку, потому что не было запинок, оговорок, ошибок. Но ведь на уроке речь идет не только о чтении наизусть, но и о выразительном чтении! Рассказывать на «отлично» – это словно играть на сцене, нужно чувствовать паузы, логические ударения, эмоции стихотворения. Этому можно посвятить целый блок уроков. Сначала читать по книге одно и то же, по-разному, как можно выразительнее, выбрать лучший вариант звучания, а потом учить. Главное, не переиграть) В начальной школе выразительности чтения внимания почему-то не уделяется (по крайней мере, я не раз с этим сталкивалась), и в 5-ом классе приходится бороться с привычкой «выучить, рассказать и забыть». Нет, как раньше уже нельзя, мы же не просто память тренируем, мы на литературе. А это уже искусство слова, нельзя его передавать через бурчание.
Также многие дети сталкиваются с боязнью выступать на публике, начинаются просьбы: «Можно расскажу на перемене?» – и подобные. Позволять или нет? Стремиться всё же нужно к выступлению перед классом, потому что рано или поздно придется перебороть этот страх (например, во время защиты диплома). Но давить учитель не должен, желательно организовать в классе как можно более комфортную психологически атмосферу, возможно даже в виде игры (позволила себе здесь немного порассуждать). Некоторым детям требуется отдельное выслушивание, одобрение, советы, и потом они начинают выступать наравне со всеми. На формирование умения элементарного чтения с эмоцией, паузами, интонацией требуется целый учебный год, за это время дети привыкают к новым требованиям, начинают вчитываться в текст, «замечать» знаки и предложения (а не только строчки), улавливают подходящую громкость голоса, произношение становится четче (потому что они слушают друг друга).
Выразительное чтение действительно важное умение, оно помогает в будущем лучше понимать написанное в книгах, а также выражать свои мысли и в прозе, и в стихах.
Спасибо дочитавшим) Прошу прощения, если насчет начальной школы мои выводы неверны, я веду с 5-го класса. Ставьте лайк, если тема выразительного чтения Вам интересна, я пока только слегка ее затронула, и подписывайтесь на канал. Посмотрите, может из моих статей что-то еще понравится)