Найти тему

Первый советский реактивный самолет

На площади перед аэропортом Кольцово в Екатеринбурге установлен памятник самолету БИ-1. Этот небольшой самолет стал огромным шагом в развитии отечественной авиации. Как это часто бывает у передовых разработок, судьба у него выдалась очень непростая.

В начале 1940-х годов авиация Советского Союза вплотную подошла к созданию реактивных самолетов. Идею создания истребителя с жидкостным ракетным двигателем предлагал еще в 1938 году Сергей Павлович Королев. Но с инициативой проектирования в 1941 году выступили конструкторы Березняк и Исаев. Отсюда и буквы «БИ».
Страна стояла на пороге большой войны, самолет нового типа был необходим.

-2

Жидкостные ракетные двигатели позволяли развивать огромную тягу и скорость, но имели большой расход топлива. Поэтому истребители могли использоваться только для скоротечного боя, например, при перехвате самолетов противника. Самолеты с поршневыми двигателями не успевали перехватить бомбардировщики противника при визуальном обнаружении противника. Ракетный двигатель позволял почти молниеносно взмывать в небо.

-3

Создание реактивного истребителя-перехватчика была начата в авиационном конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова при заводе №293 в Химках летом 1941 года, а уже 1 сентября был готов самолет без двигателя для проведения испытаний. В течение сентября и октября 1941 года были проведены испытательные полеты, которые показали правильность расчетов.

-4

Тем временем, немцы наступали на Москву. Завод №293 пришлось эвакуировать из Химок на Урал. Производство было перенесено в поселок Билимбай в 60 километрах от Свердловска. Работы над созданием самолета были продолжены. Предстояло доработать двигатель Д-1-А-1100, использовавший азотную кислоту и керосин.

Кстати, сам самолет был построен из дерева и фанеры.

В апреле 1942 года самолет БИ был перевезен на аэродром НИИ ВВС в Кольцово. В мае самолет, пилотируемый Г.Я. Бахчиванджи, взлетел с использованием ракетного двигателя.
Это был настоящий прорыв! Ракетный двигатель проработал всего 60 секунд, но самолет достиг высоты 840 метров и скорости 400 километров в час.

-5

Посадка самолета получилась жесткой, одна стойка шасси подломилась. Первый полет состоялся, но стало ясно, что придется строить новые экземпляры для испытаний. Были построены еще два самолета, получившие индексы БИ-2 и БИ-3. Самолеты к имеющимся на БИ-1 двум пушкам получили дополнительное вооружение в виде кассеты с небольшими бомбами для поражения осколками самолетов противника.
В течение 1943 года было проведено еще 6 испытательных полетов на БИ-2 и БИ-3.

-6

Седьмой полет БИ состоялся 27 марта 1943 года. Самолет должен был набрать высоту 2000 метров, после этого летчик должен был дождаться выключения двигателя по окончании топлива. Однако испытания закончились катастрофой. Истребитель вошел в пике и столкнулся с землей. Григорий Бахчиванджи погиб.

Мемориальная плита в честь Григория Бахчиванджи
Мемориальная плита в честь Григория Бахчиванджи

Вскоре после катастрофы производство истребителей БИ было свернуто. Обстановка на фронте поменялась, стало ясно, что ракетные двигатели для самолетов использовать нецелесообразно.

Тем не менее истребитель БИ вошел в историю как первый советский реактивный самолет, а в честь испытателя Бахчиванджи названы улицы в Екатеринбурге и других городах и целый поселок в Московской области.

-8

Наработки, полученные в процессе создания жидкостных ракетных двигателей для самолетов БИ, использовались в ракетостроении, а Юрий Гагарин сказал: «Без полета Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы 12 апреля 1961 года».

Меня зовут Александр, мой канал называется ЖЖитель, во всех сетях я zhzhitel. Рассказываю о путешествиях, авиации, маркетинге и не только.
Если пост понравился, жмите палец вверх 👍 и поделитесь с друзьями ссылкой в соцсетях.
Подписывайтесь на мой канал и заходите каждый день!