10 декабря в отеле «Амакс» прошла конференция «Реформа в сфере обращения с отходами. Какие изменения ждут потребителей в 2019 году?», организованная ИД «Коммерсантъ». В ее рамках состоялось бурное обсуждение аспектов реформы.
По словам Ирины Ялтыревой, заместителя министра ЖКХ Ростовской области, в числе задач реформы ТКО — не только ликвидация незаконных свалок, упорядочивание и формирование прозрачной системы обращения с коммунальными отходами, но и сокращение общей массы захораниваемых отходов, а также числа полигонов для захоронения.
«Что значит сократить количество захораниваемых отходов? — говорит Ирина Ялтырева. — Мы прекрасно понимаем, что сейчас зачастую отходы если и привозятся на санкционированные места их размещения, то в лучшем случае они подвергаются примитивной сортировке, а в худшем — просто захораниваются в несортированном виде. Новая система обращения с ТКО таких действий не допускает. Основную массу отходов необходимо отсортировать и отправить на вторичную переработку».
По словам Ирины Ялтыревой, в Ростовской области на сегодня уже утверждены правила деятельности регионального оператора, порядок сбора отходов, в том числе и раздельного, нормативы накопления ТКО. Проведены конкурсы и заключены соглашения с региональными операторами, которых на территории Ростовской области восемь. Тариф установлен пока только для одного оператора — это «Экоград-Н», работающий в зоне деятельности Новочеркасского МЭОК, однако заявки в РСТ подали уже все операторы, и так или иначе они начнут работать с нового года.
Реформа возлагает на регоператоров новые функции. Так, они теперь должны, помимо традиционных бытовых отходов, вывозить также и крупногабаритные, а также отходы, образующиеся в результате текущего ремонта и вести работу по ликвидации свалочных очагов, договариваясь с собственниками земли, на которой они возникают.
Очень острый вопрос, который волнует практически всех участников системы обращения с ТКО, — кто должен покупать контейнеры для сбора отходов? Законодательство, по словам замминистра, на сегодняшний момент четко этот вопрос не регламентирует, но, скорее всего, в ближайшее время будет законодательно закреплена норма, согласно которой регоператоры должны будут закупать контейнеры на сумму, составляющую 1% от валовой годовой выручки, чего решительно недостаточно для обеспечения реальной потребности. Соответственно, проблему их нехватки придется решать собственникам земельных участков и управляющим компаниям за свой счет. Что, в свою очередь, встречает непонимание и неприятие у многих клиентов операторов, ведь требуемый тип имеющихся контейнеров может быть и не таким, с которыми согласится работать оператор (например, в наличии металлические, а оператор чисто технически может работать только с пластиковыми).
Конечно, было бы наивно ожидать того, что столь масштабная реформа пройдет без каких-либо проблем и не поставит острых вопросов. Остается надеяться, что они будут в итоге благополучно разрешены.