В эпоху новых медиа и цифровых технологий понятие «попс» считается смешным по простой причине, что в наше время попсом можно назвать абсолютно всё. Ибо ничего не осталось в тени, ничего святого или запретного нет и подавно. Вот и совсем недавно Егор Летов стал попсом. Вернее, стал он им давно, просто современные подростки активизировались только сейчас. Как и местные СМИ. Вот тебе и на Первом Канале его поют, и аэропорт в Омске в честь него хотят назвать.
И знаете что? Товарищ Летов сам-то по большому счету в этом и виноват. Почему его так любят подростки и местные гопники-алкаши? Почему так просто стало его мусолить в СМИ? И самое главное: ПОЧЕМУ ЛЕТОВ ПОПС? Объясняю:
1. Упор на массы.
Как ни банально, начать следует с этого. Это лишь при первом прослушивании казалось, что Гражданская Оборона - очень протестная и неугодная власти музыка. Но ведь большая часть творческой и гастрольной активности группы пришлась именно на проклятую перестройку. Когда говорить стало можно все. Можно вспомнить и то, как их «шоблу» разгоняли при Черненко, но разве в те годы они были протестной группой? Вообще мне кажется, что их психоделический футуризм времён «оптимизма» и «поганой молодежи» и был «настоящим андеграундом» в истории группы, а не все, что вышло потом. А вспомнить бы ещё, как совковые роцкеры любили рассказывать в годы перестройки о том, как их гоняли власти при Брежневе... Улавливаете? Летов был «в струе», отличным массовиком-затейником и, разумеется, был «в теме» всех событий, а был ли там настоящий протест или нет, знает лишь сам покойный.
2. Мода.
Странно? Абсолютно нет. Летов был МОДНЫЙ. И это неоспоримо. Попытка цитировать классиков девятнадцатого и двадцатого столетий предпринималась ещё со времён Гребенщикова (а на западе так и раньше), а про актуальность высмеивания советской власти (или не высмеивания?) уже было сказано в первом пункте. Как говорил Алексей Вишня, сейчас мы слишком много знаем, в то время как 30 лет назад доступ к западным книгам и пластинкам был не у всех. С музыкой здесь также: никто не отрицает российский фолковый колорит, который присутствовал в песнях группы, но звучание в стиле «гаражный нойз» Летов позаимствовал явно не у себя на родине. Техника записи и игры (вплоть до соотношения частот) взято было из Америки, да и сам маэстро не скрывал, что он тогда слушал и откуда брал фишки. Как самые яркие примеры - Butthole Surfers, Big Black, Sonic Youth и Television, и это только из нойза и панка. Про «психоделический» или «шугейзовый» период рассказывать не буду, ибо что любил Летов, можно почитать в сети и легко найти. При чем здесь мода? При том, что в этой стране всегда любили равняться на запад, да и сейчас мало что изменилось.
3. Упёртый радикализм.
Первым это официально заметил и озвучил ещё Курёхин, состоявший в партии НБП, шо и Летов. И это основная проблема исполнителя, особенно в плане влияния на тогдашнюю и будущую молодежь. Как бы «изыскано» не было сделано по форме, содержание у автора оставалось всегда прежним. Он всегда двигался в одном направлении: сначала анархизм, потом извращённая форма коммунизма (хотя нацболы и не согласятся), но впоследствии Летов явно устал и принял действующую власть, ощутив, что последний президент пришёл всерьёз и надолго. Того же мнения сейчас придерживается и Лимонов. В те годы, когда протестовать и играть в экстремистов стало глупо и бесполезно (а в случае с экстремизмом - ещё опасно для жизни), Летов (да простят меня фанаты) решил уйти в том направлении, в котором и начинал до психушки. То есть в параллельные миры. Так он и ушёл от нас, а радикализм в его песнях остался. Ничего плохого в этом нет, но люди не могут быть радикальны всю жизнь.
4. Переменчивость мышления.
Исходящее из предыдущего пункта. Человек от обезьяны и отличается тем, что постоянно меняется, и доказательством этого можно считать эволюцию. Летов тоже, как неглупый человек, пытался меняться... и в итоге изменился. Посудите сами: человек, который в 80-х ругал советскую власть, в 90-е уже вспоминал об этом почти с трепетом. В 2000-е и вовсе избрал для себя философию, далекую от политики. Постоянное воинственное устремление в одну точку, по одному вектору, впоследствии сменилось банальной инерцией. И всё хорошо, если бы не предыдущий пункт: при радикальности (устремлении в одну точку) изменение мнения болезненно воспринимается, особенно фанатами. Не верите? Форумы почитайте и не только. Не говоря о том, что для «попса» это абсолютно естественно - менять позиции.
5. Эпатаж.
На самом деле это тот же первый пункт. Упор на массы и не более. Мат, радикальность, непримиримость и попытка презирать моральные установки потребительского общества не то чтобы не новшество... Эпатаж давно был взят на вооружение в мире поп-музыки. Панки здесь не при чем. У меня первая ассоциация с Beatles. У них все начиналось именно с этого. Sex Pistols и Clash появились немногим позже. А о том, как эпатаж важен в современной поп-индустрии сейчас, и объяснять не нужно. Просто включите чёртов телевизор. Или браузер.
Вот такие элементарные прописные истины объясняют нам, почему у Гражданской Обороны всегда будет аудитория, склонная к мейнстриму (ненавижу это слово) и потребительству. Из положительных моментов хочется выделить один: человек был художником звука. Талантливым продюсером, как говорил о нем Жариков из «ДК». Соответствующим звучанием он действительно создавал свой музыкальный мир, по крайней мере, он так думал. Жаль, что форма такого творчества запоминается сильнее, чем содержание.
Гастон Вуз, 11.12.2018. (мнение редакции может не совпадать с мнением автора)
Если вам понравился материал, то можете поддержать нас подпиской на канал и поставить палец вверх.
Читайте нас также в vk.