Всем привет. Эта статья посвящена видам, подвидам, а также различиям игровых модификаций. Немножко коснусь темы продвинутого моддинга.
В процессе эволюции игр, с конца 80-х начала 90-х по наше время, менялся сам подход к моддингу. На заре становления игровой индустрии, игры представляли собой небольшие по размеру программы, которые писались без особых усилий, со слабой графикой и простеньким сюжетом, и поэтому, обычно, в них не было никаких критических ошибок, либо недоделок со стороны разработчика. К тому же, почетное звание программиста или геймдизайнера в то время могли получить единицы, не какой-нибудь оболтус с ПТУ, а действительно талантливые люди, и такие кадры в игровой индустрии были на вес золота. У большинства обычных программистов, завязанных в других областях, было мало возможностей повлиять на вышедшую игру, и поэтому в это время моддинг был почти не развит. Однако, со временем, нередко игры, обрастая всё новыми возможностями, получая более совершенную графику, стали выходить с ошибками, всевозможными багами и неприятными внутриигровыми проблемами, которые стали портить жизнь игрокам. Разработчики спешно "дописывали" игру, исправляя ошибки. А чтобы донести эти исправления до каждого игрока, стали выпускать специальные программы, которые нужно было поставить поверх уже установленной игры. Так возникло понятие patch (патч) - небольшая программа, выпускаемая разработчиками, которая "латает" проблемы в игре.
К началу нулевых, на волне повышения интереса к IT-области и игровой индустрии в частности, возникли фанатские движения в которых люди могли обмениваться опытом, искать пути решения проблем в играх и писать свои собственные программы. Именно тогда появились первые неофициальные инструменты для анализа игровых файлов, их редактирования и "перепаковывания" в нужный вид. Так образовались первые неофициальные патчи, которые записывали на дискеты и диски, передаваемые из рук в руки, и которые были настоящим чудом среди игроков. Со временем патчи стали нечто бОльшим, чем просто заплатками для багов, они стали добавлять в игру новые возможности. Именно их стали называть модами, а процесс создания модов - моддингом.
В те времена разработчики крайне негативно относились к там поделкам, и всячески запрещали устанавливать моды на свои игры. Но такой тренд продержался не долго, и, поняв что ничего сделать с народной любовью к изменениям не удастся, разработчики пустили это дело на самотек. Так игровые модификации стали неотъемлемой частью любой игры на PC. Владельцам современных игровых консолей, к сожалению, такое удовольствие не доступно (за исключением официальных DLC, но об этом ниже).
Фанатское движение модеров все больше росло, модов становилось все больше и, в конце концов, их стали делить на несколько основных направлений:
1) Реплейсер - мод, изменяющий внутриигровые текстуры и модели на новые. Это наиболее популярные моды, так как игрокам обычно не нравятся стандартные модели, либо хочется "освежить игру" новыми шмотками. Также с помощью данного мода в игру добавляют текстуры более высокого разрешения.
2) Voice Pack - мод, касающийся изменения внутриигровых реплик, фраз, музыки и всего что связано со звуком. Тоже очень популярные моды.
3) Аддон - неофициальное дополнение, добавляющее в игру новый игровой контент. Достаточно редкие в Сети, но от того не менее популярные, так как с их помощью игра разбавляется новым игровым сюжетом, что очень любят игроки.
4) Ребаланс - модификация, затрагивающая внутриигровую механику. К примеру, игроку предоставляются новые умения, либо враги становятся более сильными и живучими. От этих модов во многом зависит процесс игры и возможности игрока.
5) Интерфейс - мод, который изменяет интерфейс игры, делая его более удобным или, наоборот, замудренным, смотря какие цели ставил перед собой разработчик мода. Обычно не касается ничего другого.
6) Чит - мод, дающий игроку преимущество в игре. Не все читы являются модами. Чаще это какие-либо комбинации, либо команды в игровых консолях, заложенные самими разработчиками. Но иногда можно встретить чит-мод, специально упрощающий жизнь игроку.
7) Наконец, глобальная модификация - мод, который часто включает в себя большинство предыдущих модов и затрагивает почти все сферы игры (графика, звук, интерфейс, геймплей, HUD, текстуры, предметы, AI и многое другое). Такие модификации проще всего поставить на игру, так как не приходится искать множество различных модов, тут всё есть. Если разработчик мода заморочился с "установщиком", а это обычно так, то мод ставится в два клика.
8) *DLC - официальные моды от разработчиков, чаще именуемые "ДЛЦэшками", либо же аддонами. Отличие от последних только одно - это официальное дополнение.
По мимо основных видов игровых модификаций, есть подвиды. Они зависят от каждой конкретной игры и их огромное количество. К примеру, реплейсер может подразделятся на Броню, Оружие, Главного героя, Дома и локации, Одежду и многое другое. В зависимости от подвида, будет затронута определенная игровая сфера, никак не касаемая других. Это удобно, если игрока всё устраивает, кроме чего-то определенного. Поэтому решив скачать, либо создать мод, нужно определится что вам хотелось бы поменять в игре, и на основе этого проводить поиск мода в Сети, либо файлов в игре, которые нужно отредактировать.
Существует еще более продвинутый моддинг, который почти не доступен обычным пользователям. Яркими представителями таких являются эмуляция и ромхакинг.
Это целые направления, которые развивают идею кросс-платформенности, когда консоли старого поколения, по типу Dendy, Sega, Playstation и многие другие можно запустить с помощью процесса эмуляции на персональном компьютере. Мощности современных компьютеров позволяют запустить эмуляторы даже консолей последних поколений - XBOX ONE и PS4, но создать эмулятор под них крайне трудно. Для этого необходимо написать кучу программ, сделать так, чтобы они работали, учесть тысячи параметров, при этом нужно расковырять начинку консолей, понять как она устроена и написать новое программное ядро. И только потом начнется процесс создания полноценного эмулятора. Как видите это очень тяжелый труд. Последние достижения пока что ограничиваются вполне рабочей, но не стабильной версией эмулятора PS3. К тому же авторское право никто не отменял.
Ромхакинг - это движение моддинга, которое неотделимо от эмуляции. Подразумевает под собой процесс модификации так называемого ROM-образа какой-либо игры. Простыми словами - эмулируемой игры на компьютере. Цель ромхакинга - изменение графики, игровых уровней и других составляющих, но в основном, в 95% случаев - это перевод игры на другой язык. Эта тема очень интересная, и об этом и многом другом я обязательно расскажу в следующих статьях.
Если суммировать всё вышеописанное, можно смело сказать, что моддинг в современной игровой индустрии является уже зрелым продуктом творчества народных масс. Кстати, некоторые игровые компании, видя в этом выгоду, пытаются коммерциализировать этот процесс в своих играх. Часто это заканчивается бойкотом со стороны активного игрового сообщества. Такой случай был, к примеру с Bethesda, которая создала платформу платных модов для своих игр Creation Club. Интересно? Расскажу об этом в будущих статьях!
PS. Видео ниже я записал, когда впервые добавил в игру XCOM2: WotC новую озвучку бойца. Я был настолько рад этому, что записал это короткое видео)