Найти тему
26,6K подписчиков

Картина, ставшая манифестом романтизма.

301 прочитал
Эжен Делакруа "Резня на Хиосе", 1824. Лувр, Париж.
Эжен Делакруа "Резня на Хиосе", 1824. Лувр, Париж.

Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью. И вместе с тем он настолько возвышался над всеми остальными адептами романтической школы, что оказывался в неизбежной творческой изоляции.

Эжен Делакруа принадлежал к тому же поколению, что и Гюго, Виньи, Берлиоз и многие другие великие романтики. Поколению, пережившему крушение революционных идеалов, взлеты и падения военной славы Франции, крах наполеоновской империи (читай, остро ощущал драматические повороты истории, выразившиеся в тревожном миросознании, которое питало искусство романтиков).

Сам художник, правда, неохотно и с оговорками причислял себя к романтическому движению, ибо отрицал все, что грозило превратиться в догму (читай, творческие ограничения).

"Если под моим романтизмом понимают свободу передачи моих личных впечатлений, мое отвращение к темам, неизменно копируемым в школе, и к академическим рецептам, то должен признать, что я романтик".

КРЕДО ДЕЛАКРУА - УТВЕРЖДАЛ ПРАВО НА СВОБОДНОЕ, НИЧЕМ НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Именно своей фантазии художник подчинял острое и глубокое восприятие мира (читай, использовал натуру как справочник, всецело трансформируя ее в свете индивидуального видения и темперамента).

ДЕЛАКРУА - РЕФОРМАТОР ЖИВОПИСИ: вдохнул в нее ошеломляющую эмоциональную энергию (смотри как его поэтическое воображение преобразует живые и яркие впечатления действительности или воспоминания о шедеврах прошлого в тревожный и взволнованный образный мир - конечно такой плотной компановки фигур переднего плана в пространстве, как, например, в "Резне на Хиосе", в природе просто не могло быть. Но, говоря словами Делакруа: "Чем меньше естественности, тем больше красоты и полноты образа; все должны быть собраны вместе" - только страсти, только эмоции, только хардкор).

Читай также: динамика вместо геометрии; живописные эффекты вместо сухой и в высшей степени рационалистической линии; обобщения вместо дотошной детализации; полная страсти и бурления кипучая жизнь вместо застывшей театральности.

Делакруа отказывается от линеарно-пластического понимания формы - ЦВЕТ становится важнейшим структурным и выразительным элементом картины.

Делакруа любил не французские реалии, а драматические эпизоды истории, литературные образы, мир Востока - все то, что не было искажено приметами буржуазной цивилизации (а еще он любил писать лошадей и диких зверей - романтик до мозга костей).

ЛЕЙТМОТИВ ВСЕГО РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (и, конечно, Делакруа, ведь Делакруа и есть романтизм) - ТЕМА ЖЕСТОКОГО ПРОТИВОБОРСТВА ЧЕЛОВЕКА И ВРАЖДЕБНОЙ СТИХИИ, РОКА.

В "Резне на Хиосе" (1824) она актуализируется в современном сюжете - драматическом эпизоде (читай, другой Делакруа просто не мог и выбрать, только драма, только страсти) национально-освободительной борьбы греков против турецкого ига (читай, эти события волновали в то время всю передовую Европу - в 1822 году было убито 25 тыс. человек, а еще 45 тыс. были проданы в рабство; сам Байрон, в год создания картины, отправился в Грецию, чтобы участвовать в этой борьбе и умер в Миссолонге).

Перед нами долина, в которой собрались греки в ожидании смерти или рабства (читай, геноцид - среди греков на переднем плане уже многие стали жертвами, большинство же замерло в ожидании расправы).

ВСЯ СУТЬ НАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ СКОНЦЕНТРИРОВАНА В ОБРАЗАХ ГРЕКА, с прильнувшими к нему детьми, и ПОЖИЛОЙ ГРЕЧАНКИ, сидящей на земле рядом с умирающей молодой женщиной.

Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент

Ритм трагедии звучит в каждой упругой линии фигуры, в каждом неистовом мазке, в почти маниакальных контрастах темных и светлых пятен, в каждом изломанном жесте и позе.

А ГЛАЗ (один глаз, но какой красноречивый!), вставшей на дыбы, ЛОШАДИ - КОНЬ С УЖАСОМ СМОТРИТ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ.

Фрагмент
Фрагмент

Вся картина есть трагический диссонанс - жизнь как жестокая борьба (читай, столкновение угнетателей и угнетенных).

Именно эта картина стала в Салоне 1824 года манифестом романтизма.

Интересно: там же была выставлена картина Энгра "Обет Людовика XIII" (далеко не лучшее произведение мэтра) ставшая знамением академического классицизма.

Жан Огюст Доминик Энгр "Обет Людовика XIII", 1824. Собор Вознесения Девы Марии, Монтобан.
Жан Огюст Доминик Энгр "Обет Людовика XIII", 1824. Собор Вознесения Девы Марии, Монтобан.

Обе картины - "Резня" Делакруа и "Обет" Энгра - обозначили раскол французской школы на два лагеря. В дальнейшем и оба художника оставались непримиримыми противниками: Энгр, став главой официальной школы, в течении многих лет делал все возможное, чтобы не допустить избрания Делакруа в Академию, обозвав его "Робеспьером в искусстве".

Но, конечно, это не могло помешать Делакруа сделаться центром притяжения всего передового искусства Франции и оказывать глубокое воздействие на его последующее развитие.

Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-6
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-7
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-8
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-9
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-10
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-11
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-12
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-13
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-14
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-15
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-16
Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью.-17

Скриншоты stories из моего блога в инстаграм