Он был безусловным вождем романтического движения, настолько ярко воплотившим все его черты, что в сознании многих поколений его искусство отождествлялось с романтизмом полностью. И вместе с тем он настолько возвышался над всеми остальными адептами романтической школы, что оказывался в неизбежной творческой изоляции.
Эжен Делакруа принадлежал к тому же поколению, что и Гюго, Виньи, Берлиоз и многие другие великие романтики. Поколению, пережившему крушение революционных идеалов, взлеты и падения военной славы Франции, крах наполеоновской империи (читай, остро ощущал драматические повороты истории, выразившиеся в тревожном миросознании, которое питало искусство романтиков).
Сам художник, правда, неохотно и с оговорками причислял себя к романтическому движению, ибо отрицал все, что грозило превратиться в догму (читай, творческие ограничения).
"Если под моим романтизмом понимают свободу передачи моих личных впечатлений, мое отвращение к темам, неизменно копируемым в школе, и к академическим рецептам, то должен признать, что я романтик".
КРЕДО ДЕЛАКРУА - УТВЕРЖДАЛ ПРАВО НА СВОБОДНОЕ, НИЧЕМ НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Именно своей фантазии художник подчинял острое и глубокое восприятие мира (читай, использовал натуру как справочник, всецело трансформируя ее в свете индивидуального видения и темперамента).
ДЕЛАКРУА - РЕФОРМАТОР ЖИВОПИСИ: вдохнул в нее ошеломляющую эмоциональную энергию (смотри как его поэтическое воображение преобразует живые и яркие впечатления действительности или воспоминания о шедеврах прошлого в тревожный и взволнованный образный мир - конечно такой плотной компановки фигур переднего плана в пространстве, как, например, в "Резне на Хиосе", в природе просто не могло быть. Но, говоря словами Делакруа: "Чем меньше естественности, тем больше красоты и полноты образа; все должны быть собраны вместе" - только страсти, только эмоции, только хардкор).
Читай также: динамика вместо геометрии; живописные эффекты вместо сухой и в высшей степени рационалистической линии; обобщения вместо дотошной детализации; полная страсти и бурления кипучая жизнь вместо застывшей театральности.
Делакруа отказывается от линеарно-пластического понимания формы - ЦВЕТ становится важнейшим структурным и выразительным элементом картины.
Делакруа любил не французские реалии, а драматические эпизоды истории, литературные образы, мир Востока - все то, что не было искажено приметами буржуазной цивилизации (а еще он любил писать лошадей и диких зверей - романтик до мозга костей).
ЛЕЙТМОТИВ ВСЕГО РОМАНТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (и, конечно, Делакруа, ведь Делакруа и есть романтизм) - ТЕМА ЖЕСТОКОГО ПРОТИВОБОРСТВА ЧЕЛОВЕКА И ВРАЖДЕБНОЙ СТИХИИ, РОКА.
В "Резне на Хиосе" (1824) она актуализируется в современном сюжете - драматическом эпизоде (читай, другой Делакруа просто не мог и выбрать, только драма, только страсти) национально-освободительной борьбы греков против турецкого ига (читай, эти события волновали в то время всю передовую Европу - в 1822 году было убито 25 тыс. человек, а еще 45 тыс. были проданы в рабство; сам Байрон, в год создания картины, отправился в Грецию, чтобы участвовать в этой борьбе и умер в Миссолонге).
Перед нами долина, в которой собрались греки в ожидании смерти или рабства (читай, геноцид - среди греков на переднем плане уже многие стали жертвами, большинство же замерло в ожидании расправы).
ВСЯ СУТЬ НАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ СКОНЦЕНТРИРОВАНА В ОБРАЗАХ ГРЕКА, с прильнувшими к нему детьми, и ПОЖИЛОЙ ГРЕЧАНКИ, сидящей на земле рядом с умирающей молодой женщиной.
Ритм трагедии звучит в каждой упругой линии фигуры, в каждом неистовом мазке, в почти маниакальных контрастах темных и светлых пятен, в каждом изломанном жесте и позе.
А ГЛАЗ (один глаз, но какой красноречивый!), вставшей на дыбы, ЛОШАДИ - КОНЬ С УЖАСОМ СМОТРИТ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ.
Вся картина есть трагический диссонанс - жизнь как жестокая борьба (читай, столкновение угнетателей и угнетенных).
Именно эта картина стала в Салоне 1824 года манифестом романтизма.
Интересно: там же была выставлена картина Энгра "Обет Людовика XIII" (далеко не лучшее произведение мэтра) ставшая знамением академического классицизма.
Обе картины - "Резня" Делакруа и "Обет" Энгра - обозначили раскол французской школы на два лагеря. В дальнейшем и оба художника оставались непримиримыми противниками: Энгр, став главой официальной школы, в течении многих лет делал все возможное, чтобы не допустить избрания Делакруа в Академию, обозвав его "Робеспьером в искусстве".
Но, конечно, это не могло помешать Делакруа сделаться центром притяжения всего передового искусства Франции и оказывать глубокое воздействие на его последующее развитие.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм