Найти тему

Социально - коммуникативное развитие дошкольников.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Социально - коммуникативное развитие ребенка должно быть направлено на достижение целей его позитивной социализации, его всестороннего личностного развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Проживая период дошкольного детства, ребенок в процессе деятельности общения осваивает общечеловеческие ценности, познает, преобразовывает, эмоционально осваивает мир.

Его отношение к миру формируется в результате деятельности, включенной в общение с другими - взрослыми или сверстниками.

В процессе взаимодействия у ребенка складываются представления об окружающем его мире, и вместе с тем, он познает самого себя.

Для младенцев и детей раннего возраста (от 2 месяцев до 2 лет) основной формой социально - коммуникативного развития являются непосредственное общение малыша со взрослыми, игры, а также использование фольклора (пестушек, потешек, прибауток и др.), являющегося особо ценных для активации социальных и познавательных потребностей ребенка в этом возрасте.

Для детей от 1.5 до 2 лет эти формы дополняются игровыми занятиями.

Для детей от 2 до 8 лет занятия ориентированы на интерес ребенка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, овладение способами коммуникативного взаимодействия.

Для ребенка в младенческом и раннем возрасте важно:

"Я среди других"

  • Как относятся к нему другие люди?
  • Насколько он похож на тех, кто его окружает?
  • В чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на других?
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Ребенок делает для себя открытие:

  • Он не такой же, как все.
  • Эти различия заключаются не только в половой принадлежности, но и в особенностях внешности, отношении к окружающему миру.

"Что я могу"

  • познание внутреннего мира ощущений, чувств и состояний;
  • умение анализировать их;
  • умение управлять чувствами и ощущениями.

Происходит поиск ребенком своего места в обществе сверстников:

  • Определение своего "Я".
  • Противопоставление себя другим.
  • Занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его "Я" выступает наравне с другими.

К началу дошкольного возраста (к 3 годам) ребенок:

  • проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых, окружающим явлениям, миру взрослых, выступающих в качестве образца поведения, стремится к положительной оценке результата;
  • владеет активной и пассивной речью, строит с партнером диалог;
  • инициативен по отношению ко взрослому - стремится привлечь внимание, обращается за помощью и оценкой, требует соучастия;
  • чувствителен к отношению взрослого к нему, к его оценке, перестраивает свое поведение в зависимости от поведения взрослого;
  • охотно подражает взрослому, выполняет все его инструкции;
  • доверчиво относится к посторонним взрослым;
  • умеет взаимодействовать со сверстником в совместной игре, делится игрушками;
  • участвует в деятельности с другими детьми, овладевает ролевым поведением, сознательно наделяет себя и партнера какой - либо ролью.

Г.В.Гнайкова, доктор педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГАО ДПО "ВГАПО".