Найти тему
Манжета театроведа

Четвертая стена: как максимально неправильно использовать этот термин?

"Слом четвертой стены" часто считают новаторским приемом. Вот прямо-таки постмодернистским.

И не знают того, что до начала XX века через четвертую стену настолько активно шастали, что новаторством было как раз само ее появление, а вот "слом" — просто возвратом к театральным традициям.

В кино "слом четвертой стены" - термин вполне уместный. Четвертая стена существовала с самого появления кинематографа. Ведь именно тогда этот прием как раз появился в театре, и кино было еще одним шагом в приближении изображаемой жизни к реальной.

"Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Бр. Люмьер
"Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Бр. Люмьер
"Завтрак младенца". Бр.Люмьер. Как мы видим, персонажи "не замечают" камеру.
"Завтрак младенца". Бр.Люмьер. Как мы видим, персонажи "не замечают" камеру.

Метафора "четвертой стены" начала впервые упоминаться в XVIII веке. Но осознанным приемом она стала лишь на рубеже XIX-XX вв. Первым этот принцип сформулировал французский режиссер Андре Антуан, отец-основатель режиссерской профессии, как мы понимаем ее сегодня. И почти одновременно в Москве стал вводить этот прием Константин Станиславский.

У Антуана декорация приблизилась к узнаваемому "жизненному" облику жилой комнаты. Герои стали прохаживаться среди мебели, "как в жизни", не замечая зрителя, словно он отделен от них невидимой четвертой стеной. Станиславский же в своей "Чайке" 1898 года посадил героев, смотрящих пьесу Кости Треплева, спиной к залу. Это был манифест нового театра. Жизнь на сцене стала разворачиваться автономно от жизни в зале. Актеры словно забыли, что из зала на них смотрят. Они перестали выходить и раскланиваться после особо эффектных монологов. Поклоны до конца спектакля вообще были запрещены в молодом Художественном театре. Новые световые установки позволяли использовать всю глубину сцены, не подсвечивая лица актеров у рампы, позволяли им ходить и разговаривать "как в жизни".

О.Книппер-Чехова, играющая Елену Андреевну, стоит спиной к залу.
О.Книппер-Чехова, играющая Елену Андреевну, стоит спиной к залу.

Наконец, именно на рубеже XIX-XX веков во время спектакля в зале начали гасить свет, выделяя сцену в автономную освещенную "коробку" среди темного пространства.

А что же было в театре до того? Неужели никакой "четвертой стены"?

Да, по большому счету, так и есть. Артисты театра дель арте свободно могли выходить из роли, вступать в разговоры с публикой, апеллировать к злободневным событиям.

Представление итальянской комедии
Представление итальянской комедии

Грань между актером и ролью была очень подвижной. Иногда маски театра дель арте получали имена актеров, носивших их.

-5

С этого начинался театр и в Италии, и в Испании, и во Франции, и даже в Англии, где театральное искусство поначалу развивалось несколько автономно. К XVI веку появились профессиональные театральные площадки со сценой, выдающейся в зрительный зал, и очень условной декорацией, одной на все пьесы (колонны, балкончик). При такой конструкции никаких четвертых стен и быть не могло, потому что, откровенно говоря, и трех-то не было.

Артисты относительно свободно взаимодействовали с публикой, могли выкрикивать в зал шутки, высмеивать или поощрять актуальную повестку.

Типичный для елизаветинской Англии открытый театр. Вид "в разрезе".
Типичный для елизаветинской Англии открытый театр. Вид "в разрезе".

В XVII веке по всей Европе открытые театры уступают место закрытым, со знакомой нам сценой-коробкой. То есть появляются наконец три стены. А четвертая?

А четвертой нет. Артисты, как и раньше, читают со сцены задорные прологи и эпилоги, выходя из образов, обсуждая роли и сам спектакль и заигрывая с залом. В одном из первых в Англии спектаклей, где героиню играла актриса, перед спектаклем выходил актер и обращался к зрителям:


Тайком от всех я вышел поделиться:
Представьте – за кулисами девица!
На сцену выйдет леди наконец:
Не парень в платье, не в чепце юнец!
Верней, она точь-в-точь как леди внешне,
Но головой не поручусь, конечно.

(пер. О. Гурфовой)

1730-е годы. Сцена из спектакля "Опера нищего" по пьесе Дж.Гея. Лавиния Фентон, играющая Полли, прося судью за своего жениха, падала на колени перед ложей, где сидел ее настоящий  любовник (герцог Болтон), и обращалась с мольбами к нему. Зал и сам герцог были в восторге.
1730-е годы. Сцена из спектакля "Опера нищего" по пьесе Дж.Гея. Лавиния Фентон, играющая Полли, прося судью за своего жениха, падала на колени перед ложей, где сидел ее настоящий любовник (герцог Болтон), и обращалась с мольбами к нему. Зал и сам герцог были в восторге.

Театр не обрел жизнеподобия в нашем понимании и в эпоху классицизма, наоборот: игра стала формальной и требовала в первую очередь искусства декламации, актеры принимали эффектные позы и читали текст нараспев, ни на секунду не забывая, что они "представляют" и делают это для зрителя. Даже актерского перевоплощения, по сути, здесь нет.

Гравюра, изображающая сцену из трагедии Корнеля
Гравюра, изображающая сцену из трагедии Корнеля

XIX век стал приближать сцену к более бытовой эстетике, но не исчезли обращения к залу до и после спектакля, традиция играть на авансцене и раскланиваться после эффектных эпизодов, рампа, высвечивающая лица актеров. Из зала прямо во время спектакля могли бросать на сцену посторонние предметы - букеты, кошельки с деньгами. Словом, опять-таки никакой четвертой стены.

Сцена из водевиля. Гравюра XIX в.
Сцена из водевиля. Гравюра XIX в.

И лишь самый конец XIX и начало XX века выступили с манифестом жизнеподобия. И появилась та самая четвертая стена.

И... в одном только русском и советском театре сразу же ее активно начали разрушать Мейерхольд, Вахтангов, а позже Таиров, "возрождая" (условно, конечно) игровой театр прошлых столетий. Актеры в спектакле Вахтангова "Принцесса Турандот" прямо при зрителе надевали бороды, делали себе "китайские" костюмы из плащей. В спектаклях Мейерхольда актеры выходили из ролей, вступали с ними в сложные взаимоотношения. В "Оптимистической трагедии" Таирова по пьесе Вишневского на сцене появлялся Хор, заговаривающий со зрителем.

1920-е гг. Сцена из спектакля "Принцесса Турандот", реж. Евгений Вахтангов
1920-е гг. Сцена из спектакля "Принцесса Турандот", реж. Евгений Вахтангов
1922 г. Сцена из спектакля "Смерть Тарелкина", реж. В.Мейерхольд
1922 г. Сцена из спектакля "Смерть Тарелкина", реж. В.Мейерхольд
1933 г. Сцена из спектакля "Оптимистическая трагедия", реж. А.Таиров
1933 г. Сцена из спектакля "Оптимистическая трагедия", реж. А.Таиров

Тот же процесс шел и в Европе.

Так что я не люблю термина "разрушение четвертой стены". Он хорош для кино, где "четвертая стена" - классический, основополагающий прием. Но говорить применительно к театру о разрушении того, что и появилось-то недавно? Не правда ли, странно? Ну а почему наивно говорить что-то вроде "Шекспир разрушал четвертую стену" - догадайтесь сами.

©Ольга Гурфова

--

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь .
Подписывайтесь на
мой канал. И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.