Найти тему
Stories и история

Кто такие ЧУМАКИ

Чумак, Чумаков, Чумаченко, Чумачек, Чумаченков и т.п. - откуда взялись такие фамилии? От слова чумак. И обратим внимание: фамилии-то преимущественно украинские. Почему так?

Смотрим Википедию: "Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы - категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI-XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Чумаки отправлялись на волах к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров".

Волы у чумаков - особая стать. Это и рабочая сила, и достаток, и гордость хозяев.

Село Шевченково Черкасской обл. Валка (караван) возов в воловьих упряжках. Фото XIX в.
Село Шевченково Черкасской обл. Валка (караван) возов в воловьих упряжках. Фото XIX в.

За волами ухаживали, хорошо кормили. Ради волов каждую осень чумаки уходили на зимовку, т.к. прокормить от 30 до 100 таких крупных животных дома было невозможно. Находили свободное пастбище с водопоем, прикупали сена и размещали его прямо в поле в скирдах, и так зимовали. Содержали в чистоте: животных ежедневно мыли, расчесали специальной деревянной гребенкой, натирали соломой. Рога начищали стеклом и даже иной раз... золотили - так гордились хозяева своими ухоженными волами! А имена-то какие давали: Козак, Чорноморец! Правда, так отличали особых волов, черных с белой звездочкой на лбу. Считалось, что такие особые волы защищают остальных животных от болезней.

А вот так увидел чумаков художник И.К. Айвазовский:

И.К.Айвазовский. Чумаки в Малороссии. Картина 1885 г.
И.К.Айвазовский. Чумаки в Малороссии. Картина 1885 г.

Красиво? Да не просто. Сказочно. Волшебно.

Наверное, в реальной жизни все было прозаичнее. Например, вот так:

Юзеф Брандт. "Чумаки на привале перед корчмою". Картина 1865 г.
Юзеф Брандт. "Чумаки на привале перед корчмою". Картина 1865 г.

Но и на этой картине мы видим достаток, опрятность, основательность. Зажиточные люди были, видно, чумаки, и отдых в хорошей корчме могли себе позволить. В среднем у обычного чумака было около 5 возов, зажиточный владел 30-40 возами, а особо зажиточный мог иметь и 100 возов.

Сам предмет перевозки - соль - был дорог и необходим. Соль - основной консервант для заготовки продуктов. Солили на зиму капусту, огурцы, грибы, рыбу, вялили мясо. Не случайно повышение цен на соль вызвало в 1648 году восстание в Москве, известное как "Соляной бунт". (Еще одним консервантом был сахар для заготовки варений, и стоил он дорого).

Чумаки соль не добывали, они соль возили. Промысел стал возможен не раньше конца XV века, когда распалась Золотая Орда и земли Дикого поля стали свободны. Свободны, да не безопасны: существовало Крымское ханство, в 1475 году оно приняло вассальную зависимость от Османской империи, и торговцы в причерноморских степях постоянно подвергались нападениям. Правда, прежде всего самому крымскому хану оказалось невыгодным сокращение продажи соли и отсутствие других товаров на рынках, а в казне - пошлин. В 1540 году хан заключил с польским королем договор о том,что украинские купцы за небольшую пошлину могут неограниченно закупать соль в Крыму, а для безопасности их проезда была образована "татарская сторожа" (стража), охранявшая торговцев. С образованием Запорожской Сечи в конце XV - начале XVI вв. за безопасностью дорог и шляхов стало следить еще и запорожское казачество. Вот и потянулись чумацкие шляхи по причерноморским и приазовским степям - Черный шлях, Молдавский шлях, Бакаев шлях.

Т.е., мы видим, чумачество формировалось первоначально на землях "украйны" (окраины), подконтрольных Запорожской Сечи и захватывало Слободскую Украину - восточные украинские земли и юго-запад центрально-черноземного района России. Чумаки находились также в тесном контакте с тюрк-монгольскими степными народами. Слово "чумак" является тюркским заимствованием: либо от турецкого čоmak, что значит булава, длинная палка, либо от турецкого čumakdar - тот, кто носит булаву; называют также уйгурское слово čоmak - сильный. А чумак просто обязан был быть сильным: охрана охраной, но и за себя надо было уметь постоять. Оборона была того же типа, что и у казачества: на ночевку или при угрозе нападения возы выстраивали кольцом, волов загоняли внутрь.

И.К. Айвазовский. Чумаки на отдыхе. Картина 1885 г.
И.К. Айвазовский. Чумаки на отдыхе. Картина 1885 г.

Поэтому в одиночку чумаки не ездили. Опасно, да и для дела невыгодно. Они объединялись в валки - караваны. Дисциплина также была наподобие дисциплины запорожского казачества. В каждой валке избирался атаман, был свой кухарь (кашевар).

Позже ездить стало безопаснее: Иваном Грозным в XVI веке были завоеваны Казань и Астрахань, Северное Причерноморье в результате русско-турецких войн вошло в состав России XVIII веке, в 1783 г. был присоединен Крым и покончено с Крымским ханством.

Границы "бизнеса" со временем расширились: малороссы, т.е. украинцы из Восточной Украины, стали возить соль и с других месторождений. Например, с озер Эльтон (современная Волгоградская область, соленое озеро на границе с Казахстаном) и Баскунчак (современная Астраханская область), и устраивали в Нижнем Поволжье свои поселения.

Озеро Баскунчак. Вода настолько соленая, что удерживает тело человека на поверхности озера. Можно вот так просто... полежать на воде. К слову, баскунчакская соль очень чистая (99,8 % NaCl) и в настоящее время составляет до 80 % от общей добычи соли в России.
Озеро Баскунчак. Вода настолько соленая, что удерживает тело человека на поверхности озера. Можно вот так просто... полежать на воде. К слову, баскунчакская соль очень чистая (99,8 % NaCl) и в настоящее время составляет до 80 % от общей добычи соли в России.
А эти столбы посреди озера не к чумакам имеют отношение. На столбы намывали соль
А эти столбы посреди озера не к чумакам имеют отношение. На столбы намывали соль
Вот так
Вот так

Для вывоза соли из этих мест в 1881 году была построена Баскунчакская железная дорога. О железных дорогах: с них-то и пошел закат чумачества. Железнодорожное строительство начинается в николаевской России (с 1837 г.), а во второй половине XIX века Россия покрыта сетью железных дорог. Чумаки с их повозками и волами постепенно отходят в прошлое.

P.S. Но чумаки, даже когда переставали торговать, оставляли себе пару-две волов. Даже в город за покупками любили ездить в повозках, запряженных волами. А иначе, говорили, "вроде я и не чумак".

Озеро Баскунчак, Астраханская область.
Озеро Баскунчак, Астраханская область.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе!