Чумак, Чумаков, Чумаченко, Чумачек, Чумаченков и т.п. - откуда взялись такие фамилии? От слова чумак. И обратим внимание: фамилии-то преимущественно украинские. Почему так?
Смотрим Википедию: "Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы - категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI-XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Чумаки отправлялись на волах к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров".
Волы у чумаков - особая стать. Это и рабочая сила, и достаток, и гордость хозяев.
За волами ухаживали, хорошо кормили. Ради волов каждую осень чумаки уходили на зимовку, т.к. прокормить от 30 до 100 таких крупных животных дома было невозможно. Находили свободное пастбище с водопоем, прикупали сена и размещали его прямо в поле в скирдах, и так зимовали. Содержали в чистоте: животных ежедневно мыли, расчесали специальной деревянной гребенкой, натирали соломой. Рога начищали стеклом и даже иной раз... золотили - так гордились хозяева своими ухоженными волами! А имена-то какие давали: Козак, Чорноморец! Правда, так отличали особых волов, черных с белой звездочкой на лбу. Считалось, что такие особые волы защищают остальных животных от болезней.
А вот так увидел чумаков художник И.К. Айвазовский:
Красиво? Да не просто. Сказочно. Волшебно.
Наверное, в реальной жизни все было прозаичнее. Например, вот так:
Но и на этой картине мы видим достаток, опрятность, основательность. Зажиточные люди были, видно, чумаки, и отдых в хорошей корчме могли себе позволить. В среднем у обычного чумака было около 5 возов, зажиточный владел 30-40 возами, а особо зажиточный мог иметь и 100 возов.
Сам предмет перевозки - соль - был дорог и необходим. Соль - основной консервант для заготовки продуктов. Солили на зиму капусту, огурцы, грибы, рыбу, вялили мясо. Не случайно повышение цен на соль вызвало в 1648 году восстание в Москве, известное как "Соляной бунт". (Еще одним консервантом был сахар для заготовки варений, и стоил он дорого).
Чумаки соль не добывали, они соль возили. Промысел стал возможен не раньше конца XV века, когда распалась Золотая Орда и земли Дикого поля стали свободны. Свободны, да не безопасны: существовало Крымское ханство, в 1475 году оно приняло вассальную зависимость от Османской империи, и торговцы в причерноморских степях постоянно подвергались нападениям. Правда, прежде всего самому крымскому хану оказалось невыгодным сокращение продажи соли и отсутствие других товаров на рынках, а в казне - пошлин. В 1540 году хан заключил с польским королем договор о том,что украинские купцы за небольшую пошлину могут неограниченно закупать соль в Крыму, а для безопасности их проезда была образована "татарская сторожа" (стража), охранявшая торговцев. С образованием Запорожской Сечи в конце XV - начале XVI вв. за безопасностью дорог и шляхов стало следить еще и запорожское казачество. Вот и потянулись чумацкие шляхи по причерноморским и приазовским степям - Черный шлях, Молдавский шлях, Бакаев шлях.
Т.е., мы видим, чумачество формировалось первоначально на землях "украйны" (окраины), подконтрольных Запорожской Сечи и захватывало Слободскую Украину - восточные украинские земли и юго-запад центрально-черноземного района России. Чумаки находились также в тесном контакте с тюрк-монгольскими степными народами. Слово "чумак" является тюркским заимствованием: либо от турецкого čоmak, что значит булава, длинная палка, либо от турецкого čumakdar - тот, кто носит булаву; называют также уйгурское слово čоmak - сильный. А чумак просто обязан был быть сильным: охрана охраной, но и за себя надо было уметь постоять. Оборона была того же типа, что и у казачества: на ночевку или при угрозе нападения возы выстраивали кольцом, волов загоняли внутрь.
Поэтому в одиночку чумаки не ездили. Опасно, да и для дела невыгодно. Они объединялись в валки - караваны. Дисциплина также была наподобие дисциплины запорожского казачества. В каждой валке избирался атаман, был свой кухарь (кашевар).
Позже ездить стало безопаснее: Иваном Грозным в XVI веке были завоеваны Казань и Астрахань, Северное Причерноморье в результате русско-турецких войн вошло в состав России XVIII веке, в 1783 г. был присоединен Крым и покончено с Крымским ханством.
Границы "бизнеса" со временем расширились: малороссы, т.е. украинцы из Восточной Украины, стали возить соль и с других месторождений. Например, с озер Эльтон (современная Волгоградская область, соленое озеро на границе с Казахстаном) и Баскунчак (современная Астраханская область), и устраивали в Нижнем Поволжье свои поселения.
Для вывоза соли из этих мест в 1881 году была построена Баскунчакская железная дорога. О железных дорогах: с них-то и пошел закат чумачества. Железнодорожное строительство начинается в николаевской России (с 1837 г.), а во второй половине XIX века Россия покрыта сетью железных дорог. Чумаки с их повозками и волами постепенно отходят в прошлое.
P.S. Но чумаки, даже когда переставали торговать, оставляли себе пару-две волов. Даже в город за покупками любили ездить в повозках, запряженных волами. А иначе, говорили, "вроде я и не чумак".