После революции у русского балета нашлось немало противников, считавших его буржуазным и отжившим искусством.
Но уже в первые десятилетия советской власти в пику критиканам появилось множество "революционных" балетов. Были и оригинальные сюжеты. Например, "Красный вихрь", "Пламя Парижа", "Красный мак", "Гаянэ" — тот самый, откуда пошел знаменитый "Танец с саблями" (а танцуют его на свадьбе знатной колхозницы Гаянэ и пограничника Казакова).
Самое первое время балетмейстеры пробовали и осовременивать классические балеты.
В частности, с этой целью в Ленинграде была основана Мастерская монументального театра ("МаМонТ"). И в 1924 году ее художественный руководитель Николай Виноградов попытался переписать либретто "Спящей красавицы" П.Чайковского.
Премьера была заявлена на сезон 1924/25 гг.
Действие балета разворачивалось в Средневековье. Вместо принцессы Авроры главной героиней стала Заря Революции. Функции Феи Сирени выполнял Астролог, а злая Фея Карабос превратилась в мирового властелина, угнетающего рабочих.
Астролог показывал народу прекрасное революционное будущее. Но злой властелин похищал Зарю Революции, погружал ее в заколдованный сон и заключал в гроб.
В финале вместо принца Дезире спящую красавицу будил вождь восстания - молодой пролетарий с факелом в руках. Он взрывал гроб, и героиня эффектно восставала от сна в алых одеждах, среди знамен и салютов. Финал балета разворачивался в прекрасном и сияющем "городе Коммуны".
Мы не знаем, долгой ли была судьба этого балета (кстати, он должен был идти на сцене Мариинского театра). Но при всем уважении к классической версии - мне жаль, что мы его уже не посмотрим. Как минимум, это было бы очень занятно.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим публикациям здесь .
Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре и кино.