От того, как вы строите рабочие отношения, зависит не только ваш личный комфорт, но и дальнейшее карьерное развитие. В этой статье расскажем про модель поведения, которая, на наш взгляд, будет эффективна для построения взаимовыгодного партнерства на работе.
Отношения с руководителем
Начнем с ключевой фигуры на работе – ваш начальник. Для того, чтобы понять, как выстраивать отношения с ним, подумайте, кто он для вас: друг, тиран, вдохновитель, ментор, администратор? Или у вас есть свое понятие? Как бы то ни было, на разных работах руководитель будет иметь разное амплуа – он может вести вас за собой и мотивировать, а может сухо раздавать задачи. Здесь главное – ваше отношение к нему, а не его «образ». И мы предлагаем следующее восприятие руководителя:
Ваш руководитель = ваш клиент
А поскольку он ваш клиент, то ваша задача — это понять его боли и решить их.
Шаг 1 – понять, что от вас ждут
Чтобы понять «боли» вашего начальника, просто спросите его, что он от вас ждет и какие задачи хочет решить с вашей помощью. Коммуникация и открытый диалог играют важную роль не только в личных отношениях, но и в рабочих. В первые же дни на новом месте организуйте встречу и задайте вопросы:
«Какие результаты вы ожидаете от меня в целом? В конце испытательного срока? Через год и тп?».
Далее следуют два варианта событий – вы либо получаете ясную и четкую картину, либо остаетесь в полном непонимании того, что вам нужно сделать. Если есть ясная картина, реализовывайте ее. Если ее нет, то подумайте, как вы можете получить нужную вам информацию – ведь вы в компании не просто так! И от вас кто-то ожидает каких-то результатов. Кто и каких? – это тот вопрос, на который вам нужно найти ответ. И здесь велика вероятность, что вашу вакансию открыли не по запросу вашего прямого руководителя, а по запросу его начальника. Или даже другого департамента. Попробуйте узнать эту информацию у рекрутера, который собеседовал вас в компанию. А затем найдите этого человека и поговорите с ним о его ожиданиях от вашей работы.
Шаг 2 – понять, возможно ли то, что от меня ждут
Одна из основных причин, из-за которой у вас могут не складываться отношения с руководителем, — это ваша работа.
Дело может быть в качестве, и тогда ваша задача его повысить, а может быть и в том, что вы делаете не то, что хочет увидеть ваш руководитель. Иногда он говорит об этом прямо, иногда не доносит мысли. Если у вас второй вариант, вам нужно узнать, что же в итоге нужно. А затем остановиться и понять, можете ли вы реализовать эти задачи. Если задачи большие и масштабные, то решите для себя, а стоит ли бороться и рваться на баррикады или лучше уйти из компании. Опять же, есть третий вариант – договориться.
Здесь самое главное – четко понять, дают ли вам достижимые задачи или же задачи вне поля ваших компетенций или даже вовсе недостижимы для специалиста вашего уровня. Если они недостижимы для вас, то стоит ли пытаться сделать невозможное? И что для вас выгоднее – совершить сверхусилие и доказать всем, что вы можете или же найти новое место работы по вашим силам?
Опять же, правильного ответа тут нет. На этом этапе нужно включать осознанность и выбирать лучшее для вас (и только для вас) решение.
Лайфхак — если вы понимаете, что то, что от вас ждут, не вполне реализуемо вами, то задайте вашему руководителю вопрос напрямую: «Смог бы он на вашем месте выполнить задачу?»
Если видите неуверенность, то есть смысл уходить. Вероятно, на ваше место скоро и так будут искать нового человека. Если выполнимо, значит, имеет смысл пробовать.
Как только вы вышли на новое место работы, задайте руководителю и себе вопросы:
Что от меня ждут? Возможно ли то, что от меня ждут?
Первый столп хороших рабочих отношений – коммуникация. Второй – проактивность и инициатива.
Инициативных сотрудников поощряют не просто так. Такие люди значительно облегчают рабочий процесс и решают «боли» своего клиента – руководителя, за что и получают дополнительное вознаграждение.
Если вы стремитесь к карьерному росту, то имеет смысл стать правой рукой руководителя. Как? Посмотрите, как проводит день руководитель
Узнайте, на что больше всего уходит времени и где ему нужна помощь
Оцените свои компетенции – можете ли вы ему помочь?
Предложите помощь
Если вы работаете напрямую с клиентами, то вы, наверное, уже заметили, что эта схема как раз из клиентского сервиса. Одним словом, хотите видеть довольного начальника, относитесь к нему как к клиенту. Однако не стоит перегибать палку. Здесь также важно уметь выстраивать свои границы и понимать, что для вас допустимо в рабочих отношениях, а что нет. Например, бывают случаи, когда руководители пользуются своим служебным положением. С одной стороны, это может выглядеть по-дружески: вас попросили принести кофе, забрать вещи из химчистки, заказать такси и т.п. С другой стороны, это может перерасти в проблему, поскольку у вашего руководителя начнет стираться грань, и он все большее количество нерабочих задач станет перекидывать на вас. Самое главное, что нужно сделать – выписать свой список табу – вещи, которые противоречат вашему пониманию рабочих отношений. Например, «я не забираю вещи начальника из химчистки». А затем соблюдайте их. Чем более конкретнее вы будете в своих действиях и границах, тем проще с вами выстроить взаимодействие.
Инициатива в работе
Многие рассматривают инициативу как способ выслужиться. Выслуживаться – плохое решение. Хорошим решением будет показать себя как сотрудника, который может решать рабочие проблемы. Например, вы видите, что у вас в отделе не налажена работа со смежными отделами и, чтобы решить эту боль, создаете четкий регламент взаимодействия. Вы делаете это по своей инициативе и при этом помогаете не только себе, но и всему отделу.
То есть первый способ – это видеть проблемы и решать их. Второй способ – регулярно отчитываться о результатах работы.
Опять же, возвращаемся к коммуникации – если вы не говорите руководителю о том, что вы сделали, особенно регулярно, то он об этом не узнает. Или узнает, но не в тех подробностях, в которых вы хотели бы показать свою работу. Поэтому регулярно отчитывайтесь о результатах работы – еженедельно, емемесячно. Так ваш руководитель видит ваши результаты и на будущее имеет все основания повысить вас или прибавить зарплату.
Важно! Если вы берете дополнительные проекты, то, скорей всего, вы делаете это не просто так, а ожидаете, что вас заметят/ повысят/ прибавят зарплату или дадут бонус. Говорите об этом. Напоминайте руководителю о своих ожиданиях и желаниях, иначе произойдет перекос в ваших с ним отношениях – вам будут давать больше и больше задач, видя, что вы ничего не просите взамен, а вы — работать на износ, но при этом без результата для себя.
Если же руководитель не слышит ваши просьбы и при этом дает вам больше дополнительных проектов, то логично задать себе вопрос – а изменится что-то в будущем? И если нет, имеет ли мне смысл оставаться на этой работе?
Отношения с коллегами
Когда мы говорим о рабочем коллективе, важно помнить, что люди подбираются не по личным качествам, а по навыкам. Все разные, и из-за этого могут возникнуть трудности. Поэтому, чтобы избежать разногласий, следует помнить, что:
Коллеги = коллеги, и на работе мы работаем.
Конечно, можно дружить, но в рабочее время вы прежде всего коллеги, а уже затем друзья. Или враги. Держите границы.
И еще несколько важных мыслей:
— помните о субординации и придерживайтесь ее. Не «братаньтесь» со своим руководителем или начальниками, на встречах старайтесь говорить по делу и помните как о своих рабочих границах, так и о чужих;
— какой бы у вас ни был руководитель, не говорите о нем неуважительно. В первую очередь, это выгодно вам – уважительное отношения к своему начальнику показывает вашу адекватность;
— учитесь правильно доносить свое недовольство. Переходите из негатива в конструктив. То есть не кидайтесь во всех обвинениями, а скажите, с чем вам некомфортно работать и предложите решение.
Желаем вам хороших отношений с руководителем и коллегами!