Ну что, кажется, как и собиралась, я пишу последнюю часть статьи про проектное управление на примере замужества. Ссылки на предыдущие части, в которых рассматривались постановка и декомпозиция цели, календарное планирование и прогнозирование рисков, планирование бюджета, процессы исполнения и контроля, - внизу статьи.
А сегодня (о, счастье!) наконец поговорим про процессы завершения проекта.
Сначала про "замуж".
Как вы помните, Мария (Заказчик и она же руководитель проекта) поставила себе цель выйти замуж (отсмартована она в первой части статьи), определила заинтересованных лиц, декомпозировала цель и составила план, распланировала ресурсы и бюджеты. После чего приступила к реализации и завязала отношения (в силу текущей ситуации первоначально удалённые))) с мужчиной, который полностью ответил её критериям.
Теперь допущения (так как никто не написал в прошлой части, какой вариант выбирает Мария, пришлось выбрать самой):
- В декабре 2020 Мария нашла способ слетать к Джону в Европу для развиртуализации (поездку, кстати говоря, оплатил Джон, так что выходить за рамки бюджета проекта не пришлось))) Вживую они понравились друг другу ещё сильнее.
- Ограничения по ковид были сняты через два месяца (с 1 марта 2021), и в течение следующих четырёх месяцев Мария и Джон встречались в Европе (так как он связан рамками рабочего контракта, как вы помните).
- После окончания контракта (в начале июля 2021) Джон переехал в Москву, заключив новый рабочий контракт, не обязывающий его находиться в какой-то определённой географической точке.
- Ну и пусть спустя ещё четыре месяца, которые наши герои жили совместно (в начале ноября 2021) Джон сделал Марии предложение, от которого она не смогла отказаться))))
- Заявление на регистрацию брака было подано в декабре 2021, сама регистрация (и свадьба))) назначена на 15 января 2022 года.
Итого проект завершился с отставанием на 15 календарных дней.
Процессы завершения.
Итак, когда все операции в рамках проекта выполнены, стартуют процессы завершения, а именно:
1. Административная часть, в которую входят:
- Завершение внешних и внутренних контрактов (документооборот).
- Разрешение оставшихся спорных вопросов по операциям проекта.
- Составление отчётности по проекту, а также архивирование необходимых документов для использования в будущем.
- Сдача и приемка работ (передача Заказчику результатов проекта), которым могут предшествовать эксплуатационные испытания.
- Проверка успешности или неудачи проекта, получение обратной связи по результатам проекта.
2. Часть, связанная с участниками проекта:
- Высвобождение участников (роспуск команды).
- Признание заслуг и празднование окончания проекта.
- Вознаграждение участников проекта.
3. Lessons Learned - извлеченные уроки:
- Что было сделано правильно, и это стоит воспроизводить в проектах подобного толка в дальнейшем?
- Что было сделано неправильно, чего стоит избегать в дальнейшем?
- Что можно было бы сделать по-другому, если бы можно было вернуться в прошлое?
И да, если проект завершается внепланово (форс-мажорное завершение проекта), то по этому поводу составляется отчёт о проблеме, а порой и проводится отдельное расследование, результаты которого в дальнейшем могут быть использованы на этапе оценки рисков следующих проектов.
И ещё про "замуж".
Итак, завершаем проект!
К первой, административной части, мы можем отнести:
- Закрытие договора с брачным агентством, изъятие анкеты Марии (и анкеты Джона))) из базы агентства.
- Сверку результатов проекта с его целью по ключевым параметрам: срок, бюджет, качество. Как я писала выше, срок проекта не был выдержан (сдвиг на 15 дней), бюджеты были соблюдены, качество Заказчика более чем устраивает. Обратная связь (от Марии-Заказчика Марии-Руководителю проекта) дана положительная)))
Ко второй части, работе с людьми, относим:
- Финальное
виночаепитие с мамой и подругой, на котором Мария искренне благодарит своих помощниц и вручает им небольшие подарки. - Вручение подарка и благодарность ВасилисеВанне с работы за предоставление контактов действительно хорошего брачного агентства и фотографа.
- Приглашение всех заинтересованных лиц на свадьбу.
И третья часть, извлечение уроков:
Для себя Мария обозначила в качестве правильных действий: использование системы SMART для постановки целей, детальный расчёт бюджета и прогнозирование рисков.
В качестве неправильных действий: постановку авральных сроков на некоторые операции.
В качестве моментов, которые можно изменить: более раннее привлечение внешних экспертов и передачу большего количества действий на аутсорсинг.
Ура! Проект завершён! Пожелаем Марии счастья в браке)))
Предыдущие части статьи:
Основы проектного управления для "чайников" на примере проекта "Выйти замуж". Часть 1. Здесь про инициирование, заинтересованных лиц и цель проекта.
Основы проектного управления для "чайников" на примере проекта "Выйти замуж". Часть 2. Здесь про декомпозицию цели, календарный план работ и ресурсы.
Основы проектного управления для "чайников" на примере проекта "Выйти замуж". Часть 3. Здесь про планирование бюджета, оценку рисков и команду.
Основы проектного управления для "чайников" на примере проекта "Выйти замуж". Часть 4. Здесь про процессы исполнения и контроля.