Люди всматриваются в Апокалипсис, как в зеркало. Люди пытаются увидать, угадать, узнать в нем черты современности. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя», – провоцирует, в общем-то, нас Иоанн Богослов. Ну, мы же – умные. Тут же начинаем считать. Он нас покупает на активный поиск сходства между тем, что мы видим в окно и тем, что мы видим в Апокалипсисе. И вообще – это таинственное видение, в котором Иоанн – живой участник.
Иоанн рассказывает нам, как явился ему Христос и возвестил ему Откровение семи Церквам. И видел он всякие разные знамения. Разворачивающуюся ленту событий. Чего он только там не увидал! И он написал, как видел, не оставляя нам никаких толкований.
Толкований на Апокалипсис не так много. По большому счету – это гадания. Попытки угадать черты современности в этой Библейской книге. Стоит ли ее читать? Ну, конечно, стоит, раз она в Библии есть. Но стоит ли ее читать первой? Что ты сможешь в ней понять, если ты Бытие не читал, Иезекииля не читал и так далее. Стоит ли браться за нее в начале своего пути? Ну, конечно, нет. Она очень похожа на литургическую книгу. Такое впечатление, что она про Литургию написана. Но на Литургии она не читается. Именно из-за сложности толкования Церковь не предлагает ее на чтениях литургических. Литургические чтения: Прочитал – объясни. А если не можешь, зачем читаешь? А она именно такая. Прочитал и в недоумении стоишь: «Это уже было или это еще будет?» Все как-то завуалированно. Поэтому, она на литургии не читается. Хотя сама часто литургию изображают. Престол. Вокруг престола старцы, которые бьют поклоны земные. Ангелы, несущие Евангелие по небу. Фимиам, поднимающийся к небу с молитвами святых. Души под жертвенником. Песни поют.
Моисея песнь. Прямо литургия такая. Апокалипсис в том смысле универсален, что все эпохи находили в нем себя. Страх приблизившегося антихриста – это была идея старообрядчества: Царь не настоящий. Церковь не настоящая. Какой-то проповедник говорил, что ангел бездны Аполлион – это Наполеон. Н-Аполлион – Наполеон. Это вот он. И Пьер Безухов подсчитывал код имени Наполеон и получилось у него 666 Наши большевики – это чистый апокалипсис. Каждая эпоха находит, узнает себя в Апокалипсисе. Это и радость одновременно, и – сложность.
Что такое Вавилон? Вавилон Великий. Который обогатился торговлей. Который торгует всем товаром. И душами, и телами человеческими. Это кто такой? В Апокалипсисе описывается горящий город. Когда башни в Нью-Йорке рухнули, то, если снимать с моря, это очень похоже было на Апокалипсис. Кстати, ни Москва, ни Киев не подходят под это описание. Потому что мы – на море не стоим. Должен быть город на море, который всех обманывает и на всех обогащается.
Это книга о будущем Церкви. (Будущее – для Иоанна. Для нас – это что-то уже прошедшее, что-то будущее). Там есть описание различных гонений. Там есть описание торжества зла. Как грязная власть распространилась по лицу земному. Там есть описание Небесного Иерусалима. Это книга, открывающая нам то, что мы не видим телесными глазами. Будущее Церкви для Иоанна. Для нас – это что-то уже прошедшее, что-то будущее.
Апокалипсис – это такая цифирная книга. Она насыщена цифровыми символами. Например – тысячелетнее Царство. Хилиазм – так называемый. Церковь никогда не понимала эту цифру в конкретном смысле. В Библейском смысле – тысяча лет – это некая полнота времен. Тысяча – это некий символ полноты. Полноты исторических лет. Эпохи.
То же самое – сто сорок четыре тысячи. Число «Сто сорок четыре тысячи избранных по Апокалипсису» (см. Откр.14,1) – это некое число (символическое – не буквальное), обозначающее полноту спасенных из Ветхого и Нового Заветов. Дело в том, что число сто сорок четыре – это квадрат числа двенадцать. Двенадцать умноженное на двенадцать – сто сорок четыре. Но «двенадцать» и «двенадцать» – это очень понятная символика Ветхого и Нового Заветов. В Ветхом Завете – есть двенадцать колен Израилевых. В Новом Завете – двенадцать апостолов. Христос ведь не зря избирает двенадцать апостолов. Не восемь и не сорок восемь. Двенадцать. Он избирает их по числу сыновей Иакова. Новый Израиль.
Новые дети Иакова. Двенадцать – в Новом Завете и двенадцать – в Ветхом Завете. Получается, что Господь Бог умножает двенадцать на двенадцать. А сто сорок четыре тысячи – это некая полнота спасенных из Ветхого Завета и из Нового Завета. Это некий символ полноты спасения из обоих заветов. Сто сорок четыре тысячи – это некое символическое число полноты спасенных.
Люди, которые читают Апокалипсис, порой говорят: «Да, вот это уже сейчас...» В том-то и фокус. Может быть – это. А может быть еще и не это. Приближать Апокалипсис или удалять Апокалипсис – это дело довольно трудное. У нас есть другая книга в Писании – «Послание апостола Павла к Фессалоникийцам», в которой он говорит: «Тайна беззакония еще не совершилась. Есть некий удерживающий. А когда удерживающий будет взят – тогда совершится тайна беззакония» (см.2Фес.2:7,8). Есть кающиеся, молящиеся, люди. И, наверное, это – удерживающий. Мы можем удержать разлияние зла именно через благочестие, любочестие. Дьявол опутывает своими сетями мир с утра до вечера. Но сети эти регулярно рвутся. Они разрываются покаянием, монашеством, молитвой, благодарением, псалмопением. И сети рвутся пока не перестанут молиться сердца человеческие. Это, собственно, и есть некие тайные пружины продолжения мировой истории. Мы внутри этого живем.
И Апокалипсис нужно читать не для того, чтобы угадать, на какой его странице про нас написано. Апокалипсис по мере чтения осуществляет какое-то очистительное действие. Ионизирующее действие, как гроза очищает воздух. Когда ты читаешь Апокалипсис, ты становишься, как бы, внимательней. Ты становишься бодрее и по-хорошему перепуганней. Ты начинаешь переживать и о смерти, и о Страшном Суде. И об озере огненном, в котором будут не только ведь развратники. Там будут трусы. Страшное дело.
Первые, которые будут в озере огненном – будут боязливые. И ведь страшно? Страшно! Поэтому, не нужно ничего угадывать в Апокалипсисе. Не нужно ничего приближать или удалять. Нужно просто исполнять заповеди. Если мы будем благовествовать Евангелие Святое, и будет умножаться число учеников, тогда мы, сами того не желая, как бы, ставим преграду на пути этого вселенского зла. Оно же проникает всюду. Оно же не существует только в духовном мире, которое не видно глазу. Оно везде проникает. Прямо в плоть и кровь нашего человечества. Как метастазы. Если бы люди девятнадцатого века попали в наш двадцать первый век, грохочущий, спешащий, они бы решили, что уже все. Что попали в сумасшедший дом, что уже в аду оказались. А мы живем. Нам нормально, нам не страшно. Принюхались к этой клоаке и нам хорошо.
И если подумать, Апокалипсис – это книга для ежедневного чтения.
Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.
Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь