Тех, кто выискивает в книгах и фильмах неточности, анахронизмы и ляпы, обычно называют "заклепочниками".
Однако свои заклепочники были и в XIX веке.
"Северная пчела" возмущенно пишет в 1838 году про спектакль "Горе от ума" на гастролях в Петербурге:
"Бал в третьем акте представляется у нас в карикатуре — и совершенно напрасно. Таких фигур, какие тут являются, нет даже в провинции, не только в Москве.
Музыка этого бала — чистый анахронизм. Действие комедии происходит в двадцатых годах, потому что говорят еще о пожаре Москвы как о недавнем деле; а между тем вы слышите польский и мазурку из «Жизни за царя» и французскую кадриль из «Девы Дуная»!
На театре должно соблюдать во всем строгую точность или, как говорят техническим языком, костюм, который состоит не в одних костюмах, но и во всех принадлежностях зрелища. Без этого условия очарование зрителя, составляющее цель сценического представления, мигом исчезнет".
Кто бы сейчас заметил этакий "чистый анахронизм"! Но современник негодует. Его можно понять — в постановке использовали мотивы двух популярнейших тогда, просто-таки топовых музыкальных произведений. И совсем свежих!
Патриотической оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" (как раз 1836 г.)...
...и балета "Дева Дуная", написанного композитором А.Аданом (автором "Жизели"). Парижские зрители увидели премьеру в 1836 году, а Россия ненамного отстала от трендов: в 1837 году балет показали в Петербурге, а 1838 — в Москве.
Так что это только мы готовы великодушно махнуть рукой на разницу в 15-18 лет для начала XIX века. А вот для гневного рецензента из "Северной пчелы" такое смешение было... ну, пожалуй, как если бы у нас в фильме о 1999 годе появился Оксимирон.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
На сегодня все! Спасибо, что читаете мои статьи. Удобный путеводитель по моим публикациям здесь . Подписывайтесь на мой канал . И заодно узнавайте новые театральные истории и ответы на свои вопросы о театре.