Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Уникальные храмы Рязанской области. Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

Если вы вдруг решили осмотреть усадьбы Языковых в с. Чубарово и барона В.Ф. фон дер Лауница в селе Каргашино - не поленитесь и потратьте еще минут 40 вашего драгоценного времени, чтобы добраться до населенного пункта Пёт, расположенного всего лишь в 30 км от последнего имения (54.622702, 41.678591). У;же на подъезде к селу вы поймете о чем речь - уникальный по своей архитектуре Введенский храм видно издалека...

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

В {1] по поводу данного сооружения написано так:

"В селе Пет в 1912-1913 гг. по заказу купца Портнова был сооружен крайне любопытный храм, напоминающий некоторые произведения А.В. Щусева, навеянные древнерусскими образцами, как, например, храм-памятник на Куликовом поле. Снова, как и в Гусь-Железном, бросаются в глаза непомерно большие размеры храма, сильно контрастирующие с более, чем скромным окружением..."

P.s. Чтобы было понятно о чем идет речь - ниже приведена фотография Троицкого храма в Гусь-Железном.

-2

Что же касается "скромного окружения", то действительно, местные домишки кажутся просто игрушечными на фоне такого "исполина".

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

Несколько слов насчет автора данного сооружения. Если обратиться к ряду официальных источников, то в них будет указано, что имя архитектора Введенского храма неизвестно. В последние же годы появилась информация о том, что вроде бы в Тамбовском архиве (в свое время село Пёт относилось к Елатомскому уезду Тамбовской губернии) нашлись документы (в том числе и чертежи храма с пояснительной запиской) из которых следует, что "пальма первенства" принадлежит архитектору Александру Георгиевичу Молокину (1880-1951 гг. жизни), однако ни сам архитектор (в своем личном листке), ни его коллеги нигде об этом не говорят. Возможно, после 1917 г. "хвалиться" храмом, пусть даже и таким красивым, было опасно не только для будущей карьеры, но и для жизни. По данным в [2], в период строительства храма (1912-1913 гг.), А.Г. Молокин был ассистентом в Лесном институте в Петербурге на кафедре строительного искусства, где подрабатывал архитектором-строителем зданий Крестьянского Поземельного банка (им были построены здания банков в Тамбове, Пензе и Харькове). Возможно, параллельно с банками, А.Г. Молокин и участвовал в строительстве церкви в селе Пёт, но тогда эта работа могла происходить только под руководством его кураторов - известных петербургских архитекторов Н.И. Котовича и А.И. фон Гогена, которые уже имели большой практический опыт строительства храмов и официально в это время "опекали" молодого архитектора.

Но вернемся к храму.

"Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи...

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
"Словно пламя жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма..."

Да. когда-то купола храма выглядели иначе,

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

чем сегодня...

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

"В шатровой колокольне тоже подчеркнуто сужение вверх. Ее четверик почти незаметно переходит в шатер..."

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

После 1917 г. Введенский храм был закрыт и его гигантские помещения на протяжении последующих многих лет использовались чисто в практических целях местного колхоза (холодильник, склад и т.д.), ну а когда нагрянули перестройка с гласностью хранить вообще уже было нечего и церковь предалась забвению.

Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт
Церковь Введения Богородицы во Храм. Село Пёт

Фотографии приведенные выше были сделаны несколько лет тому назад. В настоящее время, насколько нам известно, Введенский храм в селе Пёт восстанавливается и возможно в ближайшем будущем черный список "Исторических руин Рязанской области" уменьшится на одну единицу (если, конечно, за это время он не пополнится другими "охраняемыми" объектами нашего культурного наследия).

Литература:

1. Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов. Рязанские достопамятности. 1989 г.

2. Творческий путь архитектора профессора А.Г. Молокина. (https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-put-arhitektora-professora-a-g-molokina/viewer).

Это очередная статья из большого цикла, посвященного историческим местам Рязанской области. Если Вам интересен данный раздел -подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации на данную тему.