Самым почитаемым в мире русским святым двадцатого века, наверное, можно считать Луку Крымского – так обычно называют этого великого архипастыря в других странах. В одной только Греции ему посвящено около тридцати церквей. В России верующие уже давно выучили наизусть сложную фамилию святого – Лука Войно-Ясенецкий. В Симферополе святитель Лука проживет последние пятнадцать лет своей жизни. Сюда он приедет после войны, знаменитым профессором медицины, лауреатом сталинской премии и лагерным сидельцем со стажем. За научные труды он награжден высшей государственной наградой, за твердость в вере наказан одиннадцатью годами тюрем и ссылок. В крымской столице до сих пор живет внучатая племянница святителя Луки Майя Прозоровская. Она – свидетельница последних лет жизни этого несгибаемого архиепископа. Еще девочкой она слышала рассказы о том, через какие испытания пришлось ему пройти и запомнила это документальное житие навсегда.
Майя Прозоровская, внучатая племянница архиепископа Луки Войно-Ясенецкого:
Он рассказывал о своих мытарствах, о том, как его ставили в деревянный ящик на сутки, в котором можно было только стоять. И когда он терял сознание, обливали холодной водой и волокли на следующий допрос, чтобы он сознался, что он шпион, одновременно и немецкий, и английский. Мы это слушали, затаив дыхание, со слезами на глазах. И он говорил совершенно спокойно. Не то, что: «Ой, вы представляете, такой ужас…» Как будто он то ли книжку пересказывает, то ли о ком-то рассказывает.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в Крыму, в Керчи. Его отец, Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий - поляк, католик. Мать, Мария Дмитриевна - русская православная. Валентин учился в Киеве — в гимназии и рисовальной школе, потом поехал в Петербург поступать в Академию художеств, но прямо во время вступительных экзаменов передумал. «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится. Я обязан делать то, что полезно страдающим людям», — решил он и вернулся. Юный максималист выучится на врача и станет блестящим хирургом.
В Музее святителя, что при симферопольском соборе, туристам показывают карту, на которой отмечены все города и села, где святому Луке довелось побывать. Первое место работы — это Ардатов в Симбирской губернии, сейчас Мордовия, потом Фатеж Курской губернии, Золотоноша Черкасской, Романовка Саратовской, и Переславль-Залесский. В этом городе он 13 лет работает земским врачом, как и мечтал. Еще он занимается наукой и делает несколько важных открытий в медицине. В 1915-м пишет диссертацию о местной анестезии, перечитав всю научную литературу на немецком и французском. Тема самая актуальная – ведь в то время общий наркоз зачастую опаснее самой операции.
Революционный 1917-й год застает его в Ташкенте. Глава хирургического отделения городской больницы, он становится и главным хирургом-консультантом военного госпиталя. Власть то и дело меняется: сегодня там «белые» раненые, завтра — «красные» раненые, послезавтра — басмачи. Войно-Ясенецкий – единственный, кто согласился под пулями ходить между больницей и госпиталем. Он не знает отдыха, спасая раненых и больных. Но его любимую жену спасти не удается – в 38 лет она умирает от туберкулеза, оставив доктора вдовцом с четырьмя детьми.
На совершенно неожиданный призыв Ташкентского владыки: "Доктор, вам надо быть священником" – он откликается сразу. С момента рукоположения «поп-профессор» подвергается насмешкам и преследованиям – но не снимает креста и подрясника ни в университете, ни в больнице, ни на улицах. А в операционной вешает икону – и без нее отказывается выходить на работу.
Анатолий Бабанин, доктор медицинских наук, профессор:
Он всегда начинал операцию, помолившись иконе, которая висела в операционной, потом тампоном, смоченным йодом, наносил крест на теле, а затем уже начинал операцию. И, конечно, местные власти, партийные органы, чиновники всегда пытались его за это укорить и всячески усложнить ему жизнь и работу. И однажды, когда возник принципиальный вопрос, он сказал, что он уйдет и не будет делать операции. Но поскольку речь шла о жене одного ответственного партийного работника, ему разрешили не убирать икону, и он сделал операцию, как всегда, успешно.
Подробнее - в документальном фильме Юлии Варенцовой из цикла "День Ангела" на телеканале "СПАС":