Повседневная работа врача предусматривает не только непосредственное лечение заболевания, но и моральную поддержку пациента.
Как бы это было просто : пришел пациент, ясно и четко изложил свои жалобы, понял все, что обьяснил врач и начал в точности выполнять его назначения.
Но такой условный " идеальный пациент" сушествует только в воображении.
В реальности до того, как заняться своей непосредственной работой
" лечить человека" , врачу приходится ввполнить массу очень утомительных действий:
- Выяснить-а ко мне ли пациенту вробще надо? Конечно, женщины с маточным кровотечением к окулисту не ходят.
А вот к хирургу общей практики ходят с чем угодно : от " пяки трескаются" до " не какал семь дней".
-Расспросить-а что болит то?
Думаете это просто?
Да как бы не так!
" Лидеры хит-парада":
- Ничего не болит, жена послала провериться
- У соседки по даче рак нашли. А вдруг у меня тоже?
- Ни на что не жалуюсь. Но на работе сказали-какой то ты то ли красный, то ли бледный
' Посмотеть медицинские документы( анализы, рентген)- очередной " этап преодоления".
Они у пациента надежно спрятаны в сумке, накрепко прижатой к животу.
От вопроса :" Давайте посмотрим анализы" до , собственно просмотра может уйти минут 5- поисков в глубинах сумки, оживленном рытье и обещаниях :" Щас ... щас...минуточку.."
Отчего бы их не приготовить заранее и не взять в руку-за 30 лет работы я такии не поняла.
Зато четко поняла : поторапливать нельзя ни в коем случае : это расценивается как жуткое хамство со стороны врача. И служит поводом писать претензии во все возможные места.
Поэтому сидим-с...ждем-с...
Тем более, что наконец то добытая из недр сумки лохматая потрепанная куча бумаг потребует немалого терпения: разложить это все по датам и отложить в сторону
" соскоб из уха кота Васи Петрова"
И квитанцию " за вывоз мусора"
- случайно попавшие в ' кучу"
Осмотр-это тоже испытание не для слабонервных.
Пациент стремиться показать только " суперминимум"- кусочек больного пальца, а если коленку-то упорно закатывает штанину, чтобы он снял штаны-приходится читать целую лекцию о лимфатической системе и патогенезе атрозов.
-Уф!!!! Преодолели !!!
Переходим непосредственно к диалогу.
Диалог может быть :
- продуктивным
- и НЕ продуктивным
- Пациент интересуется сутью своей болезни, причинами, прогнозом, альтернативами лечения.
Отлично! Я это всячески приветствую!
И это-ПРОДУКТИВНЫЙ диалог
- Доктор, если я не буду оперировать эту мою липому, чем это мне грозит?
- Ничем не грозит совершенно
- А Вы точно уверены, что это не рак?
- Да, ведь Вы полностью обследованы-осмотрены онкологом , сжелали УЗИ и сдали кровь на онкомаркеры.
- Надо ли наблюдаться и с какой частотой?
- Конечно надо . Подходите на контрольный осмотр 2 раза в год
Пациент спросил все, что его интересовало. Ушел, имея полную информацию о своем заболевании.
Всегда говорю пациентам : не бегите вы с приема, как ошпаренные!
Спросите все, что вас интересует!
Бывает-приходят после консультации, суют мне бумажку:
- Вот, тут реаматолог ( невролог, гастроэнтеролог) что то написал, я не понял.
А чего ж не понял то? Зачем ходил?
Почему не расспросил?
Ну, я знаю почему. Лень было. Во время приема думал о своем. Мечтал поскорее побежать по своим делам.
То есть диалог был со специалистом
НЕ ПРОДУКТИВЕН
То есть-масса вопросов задана, а реальной пользы это не принесло:
-Доктор, а Вы точно уверены, что у меня в желчном пузыре камней нет?
- Да, конечно
- Вот прямо совсем совсем нет?
- Я очень внимательно посмотрела. Камней нет.
- И даже маленьких нет?
- Нет
- А Вы точно уверены?
Вот тут-стоп!!! Как только диалог пошел по второму кругу-его надо останавливать.
Ибо он становится совершенно бессмысленным.
Это очень большое искусство врача, приходит с опытом: повернуть диалог в нужное русло или остановить, когда он теряет смысл.
Была у меня девочка ординатор, которая не могла.
Результат-по 40 минут тратила на одного пациента . Я как то послушала :
диалог с пациенткой шел по двадцатому кругу:
- У Вас грибок ногтя . Вам надо к дерматологу
- Да никааой это не грибок, что Вы, доктор!!! Это я ведро на ногу на даче уронила!!!!
Пришлось вмешаться:
-Надевайте носок
Держите направление к дерматологу.
До свидания.
Ибо через 30 лет работы мне уже стало все равно--кто и куда там на меня пойдет жаловаться.
Ибо утешить, поддержать напуганного человека-это одно.
А бессмысленные разговоры ни о чем-это совсем другое .
Подписывайтесь на канал!
Всегда-только самая интересная и актуальная информация из рук практического врача " просто о сложном".
Всем здоровья и благополучия!