Бывают в авиации так называемые сбойные ситуации. Причины у них обычно различные, а результат всегда один – колоссальное неудобство для всех: пассажиров, членов экипажей, техников, диспетчеров. Даже для тех, кто будет ещё нескоро встречать самолёт в аэропорту прибытия – это также будет серьёзным неудобством.
Так было и в этот раз. Вышел из строя локатор в каком-то секторе диспетчерского обслуживания. В результате в этом направлении интервалы на отправление самолётов устанавливаются в десять минут.
И всё посыпалось.
Я выхожу на связь попросить разрешение на запуск, а диспетчер отвечает:
-Ждать неопределённое время! - и уточняет, - Просить уточнить время бесполезно.
Далее хаос только нарастает. Прибывающим самолётам стать под высадку пассажиров невозможно, потому что стоянки заняты не вылетевшими самолётами. И понятно, что даже если вот прямо сейчас восстановят работу локатора, нужно будет какое-то время для нормализации работы аэропорта. И неизвестно сколько для этого времени потребуется.
Для пассажиров в такой ситуации самое худшее – это отсутствие информации. Поэтому я регулярно рассказываю пассажирам всё, что знаю сам. Но всё имеет предел прочности. Даже булат имеет предел нагрузки на излом, а терпение пассажиров тем более.
Очень простой вариант поддержать терпение пассажира – дать команду покормить. Мы все сытыми становимся добрее. Но даже это я не могу использовать. Приём пищи регламентирован по времени. И если после начала этой процедуры поступит команда диспетчера на запуск и буксировку, мне придётся сказать, что я не готов и, значит уже я буду причиной продолжения сбойной ситуации.
И вот, когда предел терпения пассажиров подходит к опасному рубежу, приходит старший проводник и говорит, что сейчас будет самый настоящий бунт с открытием дверей и выбрасыванием трапов.
Тогда я делаю в салон такое объявление:
-Уважаемые пассажиры, обстановка в порту ещё неопределённая. На перроне скопилось много самолётов по прилёту и на вылет. Много самолётов после длительных полётов продолжительностью более восьми часов уже второй час не могут высадить пассажиров. Прошу вас набраться терпения и отнестись с пониманием к членам нашего экипажа. Мы так же, как и вы, находимся в этом самолёте, - и через небольшую пауза добавил, - Только нам ещё работать всю ночь.
Через несколько секунд пришёл проводник и сказал, что все успокоились и устраиваются отдыхать.
Поэтому, если кто-то заявляет, что пассажиры нынче капризные, а обычно отвечаю:
-Вы просто не умеете с ними разговаривать.