Ещё при царе Горохе в советское время у детей проверяли технику чтения. При проверке учитывали несколько аспектов:
- способ чтения
- темп чтения
- количество ошибок
- выразительность чтения
- уровень понимания прочитанного
И прилагались критерии, т.е. рекомендуемое количество слов в минуту по полугодиям каждого класса. Отчётливо помню, что в конце 3 класса на "5" надо было прочитать 90 слов в минуту.
Так длилось достаточно долго и каждый раз, когда завуч проверяла технику чтения, в классе наблюдалась тревожная обстановка. А при самом замере количества слов, некоторые дети плакали и дрожали от страха. В основном, это были успешные, ответственные ученики, которые боялись подвести учителя, класс и получить нагоняй от родителей.
Потом, это всё отменили, потому что ни к чему хорошему такие замеры не приводили. Дети на уроке показывали прекрасное, выразительное и осмысленное чтение. А уж кто плохо читал, тот не переживал. Ему хоть с секундомером, хоть без него, читать затруднительно.
Ну вот. К чему это всё? По всей вероятности такая практика возобновляется. Опять начали проверять технику чтения у учеников начальных классов. Только без секундомера. Наш завуч решила, что при помощи песочных часов, такой замер будет незаметен для детей и они не будут переживать и нервничать.
Но нет уж. И снова мы слышим дрожащий голос и всхлипы. Детей не проведёшь. Они всё чувствуют и понимают, нельзя с ними так поступать. Отменили, значит отменили, не надо играть с ними в кошки-мышки.
Я считаю, что можно, сидя на уроке, незаметно для детей, сделать замеры при чтении целостного текста. Дети, читая по цепочке, не будут знать, что их проверяют и при этом покажут всё, на что способны.
Я всегда так поступала. И технику чтения проверяла, и детей не нервировала.
- А у ваших детей, уважаемые читатели, проверяют технику чтения? Поделитесь в комментариях.