Найти тему
Руслан Ярханов

Хорошо забытое старое.

Сегодня вечером Red Bull официально объявил о подписании Серхио Переса на 2021 год в качестве боевого пилота. Слухи ходили едва ли не с тех пор, как в Racing Point объявили о подписании Себастьяна Феттеля, а после внезапной победы мексиканца в Сахире болельщики и эксперты в едином порыве недоумевали, почему Хорнер и Марко тянут с подписанием. Но сейчас не об этом. Психологические игры при переговорах - дело обыденное, скорее всего обсуждался вопрос с мексиканскими спонсорами, плюс понятие неразглашения принципиальной договоренности тоже никто не отменял, а те, кто хотя бы раз имел "удовольствие" подписывать большие договоры, знают, что между договоренностью и фактом подписания может пройти довольно много времени. Разговор о другом - как так вышло, что Red Bull впервые с 2007-го года привлекла стороннего эксперта, а не своего воспитанника?

Ситуация и правда давно забытая. Последним, кто пришел в Red Bull напрямую, был Марк Уэббер и это были времена, когда команда только-только смогла истребить пагубное наследие Jaguar внутри себя. И то решение не казалось каким-то вопиющим, во многом именно потому, что тогда философию Матешица никто и не воспринимал толком. Да, у него уже был прямой контакт с Марко, который молодежью занимался аж с 90-х, но по факту такая система массово ни разу не дала какого-то результата. Собственно, поэтому в дальнейшем сам принцип поддержки пилотов с самых малых лет вызвал такой восторг у окружающих, особенно на фоне успехов Феттеля, Риккардо и в меньшей степени Ферстаппена (потому что все уже успели привыкнуть). Тогда это казалось пустой тратой времени и намного проще было схантить уже готового пилота из независимых программ поддержки. А зачастую пилоты сами приходили к владельцам команд попроще и пытались "продать" себя в обмен на право ездить в Формуле-1. Исключения были, тот же Льюис Хэмильтон, которого McLaren вел с 10 лет, однако массовости не наблюдалось, чаще всего пилотов и их выступления поддерживали их местные капиталисты (Масса, Алонсо, Йонг) или собственные родственники (Диниц, ван дер Гарде). Собственно говоря, именно Матешиц и ввел этот тренд на прямое взаимодействие и сотрудничество программы поддержки и команды Формулы-1 и даже пошел еще дальше и создал собственную команду-сателлит. По большому счету именно это и сформировало современное мышление руководителей больших команд не только в Формуле-1, но и в принципе везде в автоспорте. На фоне всего этого, нынешнее решение казалось изменой собственным принципам. Однако так ли это на самом деле?

Red Bull в свое время произвел революцию, доказав эффективность своего подхода. Со временем и другие команды начали основывать или реорганизовывать свои программы поддержки, но разница была заметна - пока Red Bull Junior Team ежегодно выпускала практически готовых пилотов, другие системы лишь топтались на месте, изредка выпуская пилотов, которые, однако же далеко пройти не могли, пример Магнуссена, Вандорна, Верляйна и Грожана тому подтверждение. Стоит лишь сказать, что в прошедшем году на старте было одновременно 7 гонщиков, являющихся или бывших подопечными Хельмута Марко. Практически половина решетки вышла из-под крыла Red Bull! Впечатляет, не правда ли?

Однако, как и у любого механизма, и здесь оказались свои слабые места. А именно то, что нет лучшего среди равных и в полной мере этот баг был очевиден именно тогда, когда из Red Bull ушел последний "приемный сын", Марк Уэббер. Именно тогда Себастьян Феттель впервые столкнулся с сокомандником в максимально равных условиях и результат оказался обескураживающим даже для экспертов - поражение по всем фронтам и, по сути, бегство в Ferrari. Да, свою роль сыграл и откат команды относительно конкурентов и откровенный провал турбодвигателей Renault, но уже тогда для Red Bull должно было стать очевидным, что два амбициозных и сильных гонщика, выросших в атмосфере "все или ничего" и находящихся в равных условиях, могут создать все условия для начала гражданской холодной войны в команде. И такой прецедент позже повторился, причем дважды. И оба раза без жертв не обходилось, в первом случае сбежал Риккардо, во втором понизили Гасли. Тогда взятие Албона выглядело стратегически более разумным, потому что этот гонщик психологически был максимально спокоен, а в плане кулисной борьбы был максимально чист. Казалось, что в лице Албона Red Bull нашли своего Вальттери Боттаса. Но только с той разницей, что Вальттери умеет когда не надо - не мешаться, а когда надо - наоборот нагнетать. Этого Алекс не умел и казалось, что не научится никогда.

И вот теперь, после стольких лет экспериментов, находясь в своей лиге, которая позволяла всегда занимать место не ниже третьего, Хорнер и Марко пришли к тому, что лучшая модель - та, от которой они отказались в далеком 2013-м году. И сейчас приход Переса выгоден всем, даже самому Чеко. В команде наконец вновь есть сильный второй пилот, причем как по статусу, так и по порядковому номеру, за счет чего Red Bull может вновь думать о борьбе за Кубок Конструкторов. У Макса наконец появится настоящий раздражитель, сопоставимый по силам с Дэном Риккардо, что заставит его вновь прогрессировать (ибо никто не будет отрицать, что за последние два года Макс если и вырос, то очень слабо). А для Чеко это отличный шанс не только заработать репутацию (а точнее очистить ее после неудачного вояжа в McLaren), но и завоевать еще пару побед, стать самым успешным гонщиком своей страны. В данной ситуации выигрывает даже Алекс Албон, потому что чем раньше ты бросишь неподъемную для себя ношу, тем меньше вероятность, что она переломит тебя.

На этом, пожалуй, все. Пишите в комментариях, как Вы думаете, такие перемены в подборе кадров для Red Bull будут удачным решением или наоборот фатальным? Любите наш прекрасный, не бойтесь делать шаг назад, если это позволит совершить скачок.

Спасибо за внимание.