Найти в Дзене
София Ко

Всё об искусстве капоэйра.

Оглавление

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ БРАЗИЛИИ.

Бразилия – жаркая страна на Латинском континенте. Культура Бразилии является производной культурой Португалии, так как в период глобальной колонизации африканцев и других жителей Африки и Европы, после открытия Нового Света, привозили на данный континент. Впоследствии этого культура Бразилии начала сформировываться. Общество страны стало многоэтническим и мультикультурным. Вследствие этого страна имеет португальский государственный язык. Также присутствуют такие культурные растения, как рис, бобы, кофе. Религия так же сохранилась, как и в Европейской стране, то есть католичество. В некоторых районах остались традиционные религии. Форма правления в Португалии и Бразилии – республиканская монархия. Несмотря на то, что основа культуры Бразилии взята у Португалии, данная страна имеет всё-таки большие отличия. Например, африканцы и коренные американцы имели свои традиции. Это и кухня, и музыка, и танцы. Благодаря такому разнообразию появились фестивали, известные на весь мир, например, Бразильский карнавал. Зато природа Бразилии сильно отличается от природы Португалии, это и дало изменения в культуре, что завлекает многих туристов каждый год.

Силуэт Бразилии на карте мира.
Силуэт Бразилии на карте мира.

ЧТО ТАКОЕ КАПОЭЙРА И ЕЁ ИСТОРИЯ.

Капоэйра (Capoeira) – бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Точная родина этого искусства неизвестна, но как считают эксперты, она зародилась на юге Бразилии, когда африканские иммигранты были ещё рабами, потому что Бразилия была колонией Европейской страны. Принято считать, что капоэйра – это танец, но на самом деле, это слияние борьбы и игры – боевое искусство. Завезенные из Африки рабы от тяжёлого труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли. Чтобы выжить, они создавали общины. Понятия «капоэйра» тогда для них ещё не существовало. Для них этот вид деятельности был защитой и развлечением. От недостатка оружия они могли использовать подручные средства или переходить к рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты – капоэйра.
Слово «капоэйра» не имеет точного перевода. Эксперты думают, что это некая разновидность джунглей. Как раз на месте с не очень высокой травой удобно было проводить тренировки самообороны. После отмены крепостного права в стране увеличилось количество убийств, воровства. В связи с этим правительство было вынуждено запретить бой капоэйра. Это искусство стало на тот момент секретным. Но спустя время, капоэйра перестала нести воинственный смысл.

Фрагмент.
Фрагмент.

Она стала танцем и боевым искусством. Для обучения такому искусства открывались школы, сначала в Бразилии, а с конца 20 и в начале 21 века и по всему миру.

Несмотря на то, что капоэйра не имеет точного основателя, но всё же принято таким считать Мастера Бимбу (Mestre Bimba). Он является великим капоэйристом,признанный мировой общественностью. Он родился 23 ноября 1900 года в штате Баия, в городе Салвадор в Бразилии. Ему посвящается множество песен капоэйры. В 1928 году Бимба выступает на приеме у губернатора штата Баия. После этого снимают запрет на капоэйру. Этому искусству начинают обучать легально. В 1932 году открывает первую школу капоэйры в городе Салвадор. Мастер Бимба создал первые музыкальные инструменты и первую градацию поясов, которые показывают уровень и опыт капоэйриста от ученика до мастера.Мастер Бимба (Mestre Bimba) .

    Мастер Бимба (Mestre Bimba)               Фрагмент боя капоэйристов
Мастер Бимба (Mestre Bimba) Фрагмент боя капоэйристов

I. Музыкальные инструменты.

Местре Бимба включил несколько инструментов, ставшие национальными в этом искусстве. Сейчас это:

1. Беримбау (berimbau)

2. Атабак или конг (atabaque)

3. Пандейру (pandeiro)

4. Агого (agogo)

Музыкальные инструменты капоэйры.
Музыкальные инструменты капоэйры.

Беримбау состоит ещё из нескольких частей:

1. Палка (Biriba/verga)

2. Струна (arame)

3. Кабаса-резонатор (cabaca)

Для игры на этом инструменте нужны:

1. Палочка (baqueta)

2. Камешек (dobrao)

3. Кашиши (caxixi)

Это основные инструменты роды. Рода (roda) – группа людей, образовывающая «круг», внутри которого идет бой.

Бойцы внутри круга показывают свою игру в капоэйру, люди, стоящие в кругу хлопают и поют песни в ритм музыке, которую играют и поют музыканты-бойцы капоэйры, находящиеся на одной стороне круга.

Рода                                                                                                 Беримбау
Рода Беримбау

Музыкальный «оркестр» капоэйристы называют Батерией (Bateria). Он обычно состоит из 6 человек: 3 человека играют на разных беримбау, по одному человеку на пандейру, атабаке, агого. В батерие есть 3 беримбау, они немного отличаются друг от друга размером кабасы, что соответствует разному звучанию. Большая кабаса (gunga) имеет низкий звук, средняя (medio) – средний, маленькая (viola) – высокий.

Беримбау
Беримбау

II. Песни.

Музыка капоэйры богата своим разнообразием. В ней сочетаются звуки самых разных инструментов, значительно отличающиеся по звучанию и технике игры на них. Разный ритм, техника игры на инструментах влияют на игры в роде. Чем быстрее и четче ритм, энергичнее песни и музыка, тем сильнее отдача хора к солисту и солиста к бойцам, играющих в роде. Музыка сопровождается песнями, которые обычно несут огромный смысл. Песни поются не просто так. Существует главное правило: солист начинает петь песню, затем хор либо отвечает, повторяя слова песни солиста, либо отвечает, пропевая другие строки песни.

-8

Ознакомление с культурой капоэйры на этом не заканчивается. Но это основа основ, без знания которой человек не может себя считать капоэйристом.

III.Движение и стиль.

1. Капоэйра Режионал.

Местре Бимба основал новый стиль капоэйра, назвав его «Лута Режионал Байана» (Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Бимба разработал методику преподавания капоэйра, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами.

2. Капоэйра Ангола.

Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Его школа «Академия „Капоэйра Ангола“» (Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Пастиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов.

3. Капоэйра Контемпоранеа.

Современный стиль капоэйры. Капоэйристы этого стиля считают, что каждый капоэйрист должен уметь играть и понимать традиционный стиль ангола, так и современный — режионал. Ведь только тогда он сможет достичь высот в этом искусстве, умея менять тип игры, создавая интересные игровые ситуации.

Правильные движения важны в капоэйре. В ней нет статичяеских движений, основой всех движений - джинга. Джинга — это непрерывное движение, игрок постоянно передвигается, готовый уйти от удара или провести удар самому.

Джинга со спины.
Джинга со спины.

Основные стойки и перемещения:

  • Джинга ( Ginga) — перемещение по двум базовым позициям, главное движение для всех ударов и стоек.
  • Негачива ( Negativa) — капоэйрист садится на носок согнутой в колене правой ноги, опираясь на пятку прямой левой ноги и левую руку. Правая рука при этом согнута в локте.
  • Эшкива (Esquiva) — «уклон» в сторону от удара.
  • Кокоринья ( Cocorinha) — положение сидя на корточках.

Стойки и перемещения на руках:

  • Ау (Au) — есть «открытое» и «закрытое». В первом случае это колесо, когда ноги максимально подняты вверх и прямые колени, во втором случае это колесо, когда ноги в коленах чуть согнуты.
  • Ау пекену/Оле (Au pequeno/Ole) — это колесо, при котором ноги идут практически у земли.
  • Бананейра ( Bananeira) — стойка на руках или на голове, также прыжки в этих положениях.
  • Макаку (Macaco) — прыжок с опорой на одну руку назад из положения сидя через мостик за счет гибкости в спине или переката на плечи.

Удары:

  • Кабесада (Cabeçada) — удар головой.
  • Понтейра ( Ponteira) — удар прямой ногой снизу вверх пяткой.
  • Кейшада (Queixada) — полукруговой удар внешней стороной стопы с разворота или подшага.
  • Армада (Armada) — круговой удар ногой с разворотом.
  • Мейа-луа ди френчи ( Meia-lua de frente) — круговой удар ногой перед собой внутрь.
  • Мейа-луа ди компассу (Meia-lua de compasso) — круговой удар пяткой с опорой на руки.
  • Бенсау (Benção) — «благословение», толчковый удар вперед полной стопой. Наносится в область живота или груди.
  • Мартелу (Martelo) — удар ногой в облать груди или виска.
  • Вингачива (Vingativa) — толчок корпусом противника, заходя под ребра.
  • Тизора (Tesoura) — напрыжка на ноги проивника, с последующим его сваливаем или потерей равновесия.

(Названия ударов, уходов, акробатики могут отличаться в разных школах)

III. Градация поясов и аттестация.

В современной капоэйре стилей режионал и контемпоранеа для обозначения мастерства принята система поясов, цвета которых определяются каждой отдельной школой. Поясами (cordão) являются цветные шнуры, которые носят капоэйристы на штанах (abada). Этот пояс кпоэйрист можетт получить только на церемонии посвящения (batizado) или смене поясов (troca de corda). Также почти каждый капоэйрист имеет апелиду (Apelido) — это кличка ил прозвоще капоэйриста, его сам ученик не выбирает. Имя может дать Мастер или другие ученики капоэйристов. Апелиду может характеризовать внешность человека, его привычки, походку, физические возможности... радация поясов в школе Arte-Capoeira.

Градация поясов в школе Cordao de Ouro.
Градация поясов в школе Cordao de Ouro.