Найти тему

Изменить семейные ценности и научиться полагаться друг на друга

Оглавление

Вопрос семейного бюджета очень важный сам по себе. Но я ему уделяю особое внимание, потому что умение обращаться с деньгами, понимать сколько и на что уходит и куда их вкладывать — навыки крайне ценные как для детей, так и для взрослых.

Второй причиной, по которой я с самого детства не скрываю от детей свои доходы/расходы, является их оценка финансового состояния семьи и понимание ценности подарков.

При этом я избегала всегда и не использую и сейчас фраз «у нас на это нет денег» или «это слишком для нас».

Как мы организуем общий бюджет?

Дети всегда знали, сколько денег в доме, и когда им хотелось чего-то, мы вместе придумывали способы получить деньги на осуществление этого желания. У детей включался азарт, они предлагали различные способы, не отлынивали от домашних обязанностей и всячески стремились мне помочь. Меня это всегда трогало до глубины души, и хотелось горы сворачивать и миры покорять.

Так вот, в нашей семье бюджет общий. Как это происходит?

Сейчас в семье четверо взрослых, которые зарабатывают. У всех доход разный, но все вкладывают деньги в общий бюджет.

У нас дома есть две коробочки:

В которых деньги лежат). И чеки. И карты
В которых деньги лежат). И чеки. И карты
  • одна стоит на кухне и в ней лежат деньги на ежедневные расходы (транспорт, продукты первой необходимости, мелкие форс-мажоры),
  • вторая стоит в шкафу, в ней хранятся крупные суммы на большие покупки, оплату ежемесячных расходов (аренда, коммунальные услуги, связь, интернет и т.п) и финансовая подушка, которую мы храним в валюте на всякий случай.
Коробочки поставили рядом, чтобы сфотографировать
Коробочки поставили рядом, чтобы сфотографировать

Если у кого-то есть потребность или необходимость в чём-то, он просто говорит об этом и берёт деньги из общего бюджета. Все покупки записываются в специально отведённый журнал, и по пятницам мы подсчитываем расходы за неделю, выводя среднюю сумму за день.

Дети ведут сравнительный анализ

и потом высказывают свои пожелания по оптимизации расходов. Например: «На продукты из-за праздников мы потратили больше обычного, но я договорился со своим знакомым, который может привести тушки домашних куриц, мы сэкономим 1 500 р, и у нас будет качественное мясо для еды».

-3

Это очень интересная практика, потому как всегда есть возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны и остаться в плюсе.

Чтобы приучить детей так мыслить, мы, пока они были маленькими, часто играли с ними в «денежные пятнашки».

У нас есть определённая сумма денег, а купить нужно много всего. Все покупки мы писали на разных квадратиках, а потом составляли их так, чтобы всем было выгодно, и мы не вышагнули из заявленной вначале игры суммы.

Тетрадь для записи ежедневных расходов
Тетрадь для записи ежедневных расходов

Предлагают и реализуют способы заработка на конкретную мечту

А потом была игра наоборот, где нужно было продумать определённое количество вариантов для заработка на разные вещи: игрушки, новую технику, сладости, одежду. Дети обожали эти игры, потому что у них была возможность придумать что угодно, и я почти все их идеи поддерживала и помогала организовывать.

Из таких идей было:

  • Собрать домашний кинопросмотр с друзьями и всеми, кто захочет прийти с рассуждениями о фильме, возможностью выступить со своим мнением и сыграть сценку-монолог из любимого фильма.

Дети договаривались со знакомыми действующими артистами театра и кино, те выступали на их событиях, получали процент от билетов и восторженные аплодисменты. А остальную часть дети забирали себе, как организаторы, вкладывая эти деньги в свои желания.

  • Продавали свои изделия из бисера. Я помогали им собирать станки для сложных фенечек, они изучали схемы, закупали бисер и начинали своё небольшое производство.
  • Участвовали в конкурсах с грантами от школы, кружков, в которые ходили и просто сами находили разные площадки.

Если возникает потребность у одного из членов семьи провести какое-то крупное событие дома или отпраздновать что-то внепланово, то мы считаем расходы и прикидываем, в какое время лучше всего организовывать это мероприятие. Зачастую мы выходим из положения, собирая небольшой взнос с приглашённых на еду и напитки, что значительно сглаживает ситуацию.

Опять же, умение добиться своего несмотря на финансовые факторы, я считаю очень нужным навыком, поэтому часто задаю детям такие задачки-события, которые требуют от них смекалки, воображения и пластичности. Порой предлагаемые ими схемы впечатляют даже меня, человека с экономическим образованием.

Плюс, я очень стремилась воспитать их так, чтобы они не жили из состояния нужды в чём-то. Мне важно было, чтобы они всегда умели найти способ получить то, что хотят, без вреда для себя и окружающих.

При этом, конечно, речь идёт о творческом подходе и различии между нравится/не нравится и выгодно/не выгодно. Я объясняла им, что куда важнее понимать, что иногда выгодно вести себя определённым образом, выгодно получать образование и определённые навыки, выгодно поработать подмастерьем у хорошего учителя, не бояться работы, а всегда видеть перспективы.

Старший сын Глеб когда-то начинал подмастерьем у обувных дел мастера
Старший сын Глеб когда-то начинал подмастерьем у обувных дел мастера

Изменить семейные ценности и научиться полагаться друг на друга

Подводя итог, хочу сказать, что задумка с общим и открытым семейным бюджетом воспитала во мне и детях необходимую дисциплину и понимание своих потребностей.

Они никогда не клянчили у меня подарков, но всегда с радостью помогали мне найти выход из ситуации, а я всячески поддерживала их стремление к этому.

Они не опускали рук в сложных ситуациях и всегда умели полагаться друг на друга, а также легко пересматривали свои затраты, исходя из общей выгоды.

Поэтому такая практика может кардинально изменить подход к жизни и ваши ценности. Ведь так можно прийти к куда более серьёзным результатам: научиться доверять друг другу, ценить труд и выходить из любых ситуаций.

От редактора: отдельное спасибо дочери автора, Алисе Деляевой, за предоставление фотографий из семейного альбома.

Автор: Евгения Арестова, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей, пятая дочь невербальный аутист. Четверо старших детей на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Читайте также статьи автора:

Что такое синергия и зачем она нужна в семье?

Как улучшить атмосферу в семье с помощью листка на холодильнике?

Топ-5 мультиков, обязательных к просмотру взрослыми

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы:

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейное образование и во Францию

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО