Давайте сегодня разберем произведение из русской философской лирики.
Смысл стихотворения
Стихотворение выражает неверие лирического героя в способность быть понятым, причем в категоричной форме – "таи ... и чувства и мечты свои».
И чувства, и мечты должны быть безмолвными, «как звезды в ночи». Потому что звездами можно любоваться, но высказать и понять их красоту и значение невозможно. Так и с нашим внутренним миром. Он настолько же загадочен и непередаваем, как звезды.
Еще внутренний мир метафорически уподобляется глубокому подземному роднику («ключам»). Не нужно предавать свою внутреннюю тайну – выдавать тот родник мысли и чувства, который питает тебя. Он должен оставаться секретным. Следует лишь «внимать пенью» «таинственно-волшебных дум» и хранить молчание.
Если мы нарушим этот запрет и попытаемся высказать наши самые глубокие(не случаен же образ родниковых ключей) душевные тайны, то из этого выйдет лишь «ложь», то есть искажение сути.
На мой взгляд, стихотворение не говорит о том, что нужно молчать вообще обо всем и стать немым человеком). Есть (должны быть) в нашей душе наиболее потаенные и наиболее «волшебные» чувства и идеи. Именно их нужно нам скрывать, поскольку язык для них просто бессилен. В этом смысле стихотворение часто связывают с другим произведением на тему романтической таинственности внутренних переживаний - "Невыразимым" В.А. Жуковского.
Хотя, например, Роман Лейбов, известный современный тютчевед, считает иначе: что Тютчев категорически не верит в возможность любого душевного самовыражения. То есть молчать лучше действительно вообще о любых эмоциях, они все в принципе будут непонятны окружающим.
Кстати, именно поэтому, как отмечает Р. Лейбов, Тютчев столь мало значения придавал сохранности и качеству своих стихов. Вот почему исследователь также против того, чтобы связывать стихотворение с "Невыразимым" В.А. Жуковского, как это иногда делают.
Его мысль поддерживает Андрей Немзер, который также замечает, что если у Жуковского идет речь о невыразимости внешнего мира, то у Тютчева - о невыразимости внутренних переживаний и даже об отторжении того самого Божьего мира, которым восхищается Жуковский.
Я пока более склонна понимать так: произведение - о невозможности передать свои наиболее потаенные сердечные переживания. Мне это отзывается: я считаю, что такой, скрытый от всех глаз, внутренний мир самых избранных, самых прекрасных идеалов и эмоций должен быть, в идеале, у каждого человека.
Пример героя с романтическими чертами, который может для нас иллюстрировать это правило Тютчева – Татьяна Ларина в романе Пушкина («дика…молчалива»), которая никогда не рассказывает лишним людям о своих таинственных переживаниях. Антитеза Татьяне – Владимир Ленский, который много говорит о своем чувстве. В результате он вызывает насмешку как его друга Онегина, так и, в какой-то степени, самого автора.
Почему автор так любит Татьяну Ларину? Анализ 3 главы "Евгения Онегина"
Еще один пример героя, который оберегает свои наиболее сокровенные переживания ревнивым молчанием – это Мцыри Лермонтова (эпизод встречи с грузинкой).
А может быть, у вас есть свои литературные примеры такого молчания о своих тайных переживаниях?
И с кем вы согласны насчет главной мысли этого стихотворения, со мной или с другими исследователями? Буду рада узнать!