Аяз Ниязович Муталибов навсегда вошел в историю Азербайджана как первый президент этой страны, занимавший свой важный пост в самое непростое для нации время: с 1990 по 1992 гг.
В большую политику наш герой отважно пришел с поста директора Бакинского завода холодильников. Поднялся до должности министра промышленности СССР, в 1990-м году стал Первым (и последним, кстати) секретарем ЦК Компартии Азербайджана.
В августе 1991-го Азербайджан объявил о своей полной государственной независимости от СССР. Аяз Муталибов в том же сентябре триумфально победил на первых президентских выборах в стране, набрал 98% голосов избирателей. Правда, в бюллетенях Аяз тогда оказался единственным кандидатом. Его соперник Зардушт Ализаде от участия в выборах отказался за неделю до их проведения.
Аязу Муталибову как правителю выпало на долю весьма и весьма непростое время. Азербайджан проигрывал первую карабахскую войну. Вину в поражении общественное мнение целиком возлагало на президента страна, называя его слабовольным и парализованным.
6 марта 1992 года Аяз Муталибов под давлением оппозиции ушел в отставку. Но его преемник Якуб Мамедов оказался еще более неудачливым в военных делах: в мае сдал неприятелю Шушу.
Тогда Парламент Азербайджана 14 мая 1992-го года вернул прежде зарекавшегося заниматься политикой Муталибова в президенты. Но разъяренная оппозиция в лице Народного фронта тут же устроила штурм президентского дворца в Баку. И уже 15 мая чудом уцелевший Аяз Муталибов вынужден был бежать вместе с семьей в Москву...
Таким образом второе президентство нашего героя продлилось всего сутки...
В России Муталибов жил более менее спокойно. Хотя признавался, что он скучает по родине. Написал книгу о Карабахе. Занимался вопросами диаспоры, построил в столице РФ большую азербайджанскую мечеть.
Москва Баку Аяза упорно не выдавала, хотя периодически российские полицейские его хватали. Ведь в Азербайджане на своего первого президента завели дело - за попытку госпереворота. И настойчиво требовали экстрадиции своего проштрафившегося экс-лидера.
В 2011-м году азербайджанцы раскаявшегося Муталибова все же простили. Сняли с изгнанника уголовное преследование и спустя почти двадцать лет наконец разрешили вернуться домой в Баку. Даже обеспечили охраной, солидной пенсией в 50% от зарплаты президента страны, а также суммой на представительские расходы (еще добрых 20% от президентского оклада).
Теперь Муталибов довольно закрыто живет в Баку, наслаждается любимой родиной. Радуется возвращению Нагорного Карабаха, ногда комментируя ситуацию в регионе. О политике, понятное дело, не мечтает.