Продолжаю сегодня тему учебных самолетов. В начале недели я вам рассказывал про «летающую детскую коляску» — самолет Aero L-29 Delfin из Чехословакии. А сегодня поговорим про советскую разработку.
В середине 60-х годов ОКБ А.И. Микояна разработало истребитель-перехватчик третьего поколения МиГ-25.
Это была очень инновационная машина, способная отражать угрозу со стороны американских самолетов и развивать трехкратную скорость звука.
Естественно, на таком самолете была своя специфика полета, которая потребовала особой подготовки пилотов. А вместе с этим и специального учебного самолета. Для этого была разработана учебная модификация МиГ-25ПУ, производство которой стартовало в 1969 году.
Для того, чтобы сделать учебный «симулятор» максимально приближенным к реальному самолету, его разработали на базе обычного боевого перехватчика МиГ-25П.
Основное различие заключалось в кабине пилота. У МиГ-25 она была одна, а на учебном самолете их стало две.
Это были два полноценных кокпита, размещенные ступенькой, словно кресла в кинотеатре, а не двухрядная кабина с единым куполом, как на чехословацком учебном самолете.
Оборудование кабины было сделано по типу перехватчика, но была одна особенность. Она заключалась в том, что передняя кабина заняла место РЛС, поэтому на учебный МиГ-25ПУ установили лишь систему имитации РЛС. Вооружением стали 4 штуки учебных ракет Р-40Т.
Управлять самолетом, естественно, можно было как из передней, так и из задней кабины.
С вариантом МиГ-25ПУ связаны две очень интересные истории. Сейчас расскажу.
Рекорды
В 1977 году один МиГ-25ПУ подготовили для побития нескольких мировых рекордов. Если быть точнее, то женских мировых рекордов.
Пилотом стала Светлана Савицкая — космонавт и летчик-испытатель. Легендарная женщина.
Летом того же года она достигла высоты полета 21209,9 м, а 21 октября на дистанции 500 км была достигнута скорость 2466,1 км/ч.
Еще один рекорд был установлен ей же в 1978 году. 12 апреля 1978 года девушка пролетела по замкнутому маршруту в 1000 км со средней скоростью 2333 км/ч.
Всего на самолете МиГ-25ПУ она установила четыре рекорда, ни один из которых до сих пор не побит!
Летающая лаборатория
Еще более интересное применение один МиГ-25ПУ нашел в середине 80-х годов.
Самолет с бортовым номером «22» использовался в качестве летающей лаборатории в рамках проекта космического челнока «Буран».
Он служил для разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией «Бурана» во время полета на высотах ниже 20 километров, регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры, а также для подготовки экипажей «Бурана».
Переднюю кабину приспособили для размещения специального бортового оборудования, включая видеокамеры, видеомагнитофон, передатчик и антенну.
Это позволяло передавать параметры самолета во время полёта на наземную принимающую станцию, включающую антенны ближнего и дальнего действия, а также приёмник.
Такая версия самолета получила название МиГ-25ПУ-СОТН, что расшифровывалось как «самолет оптико-волоконного наблюдения».
Вот как это происходило.
С высоты примерно 18 000 метров самолет спускался с выпущенными тормозными щитками, шасси и задросселированными двигателями.
Во время этого он должен был проводить контроль полета аналогов «Бурана», которыми были специальные самолеты МиГ-25РБК и МиГ-31.
Всего в 1985-86 годах было совершено около 30 таких полетов, после чего МиГ-25-СОТН использовался для испытаний других опытных самолетов.
В комментариях к прошлой записи мне написали, что каждый советский учебный самолет мог вполне выполнять боевые задачи. Мог ли это делать МиГ-25ПУ или всё ограничивалось четырьмя учебными ракетами?
И если да, то в каких боевых действиях его применяли? Очень жду ваших комментариев!