Сначала история.
Два охотника по свежевыпавшему снегу долго, сменяя друг друга, выходили из тайги. То один лыжню топчет, другой груз тащит, то меняются. На праздники выходили – а дня в середине зимы три часа едва, и еще часа два сумерек. И припозднились, и устали. Бывает – ходу всего ничего, а ноги едва идут. Ночевать стали в артельной избе. Была она км. в десяти от деревни, в месте неудобном - делать окрест было нечего. Потому никто за ней особенно не следил. Да и не останавливался – дрова готовили проходящие, кто чай пил на полпути, но припасов не оставляли, потому что не ночевали. Солярки в лампах не было. Устроились в свете горящих дров из открытой дверцы печи охотники. Еды с собой они не взяли, надеясь дойти до деревни одним днем. В избе нашли мешочек крупы, подвязанный к потолку. Крупу сварили, поели, похваливая того, кто крупу с изюмом оставил. Наутро обнаружили в каше не изюм, а мышиные приветы. Да так обильно.
Вот потому мышь - и есть тот самый страшный зверь. Портит все – и еду, и добычу. А то еще гнезд навьет в спальнике, да кладовую сделает в карманах куртки, если забудешь подвесить те к потолку. Или в амбар убрать, если надолго отлучаешься.
Как спасаемся от напасти.
В капканах.
Самое неприятное – что стрижет мех в капканах. Особенно в «гуманных». К ним очеп не приделаешь. Здесь только проверять раз в три-четыре дня, для чего сокращаешь кол-во и длину путиков, число капканов. И надеяться на авось.
Все попытки оторвать сбежку от основания ящика, в котором крепишь гуманный капкан, положить ящик на жестянку, ставить ящики с капканом на ножки из растущих деревьев, а уж торцы тех накрывать жестянкой и т.п. добавляют работы, но результат не гарантируют.
Второй вариант – кулема – тот же авось и частые проверки. Слопец еще хуже кулемы, потому что к земле ближе.
Если капканы ногозахватывающие – тут просто – ставишь капкан с очепом, одно звенышко цепи надеваешь на вбитый в сухостоину гвоздь без шляпки. Ось жерди очепа вбиваешь в ту же сухостоину, рассчитывая, что в спущенном состоянии соболь до снега не достанет. Кот попадает, снимает с гвоздя цепь – жердь перевешивает комлем, вздымая зверька - и мышке уже до него не добраться.
С сохранением мяса на месте добычи – хуже. Я не бью далее 5 км от базы и сразу вывожу нарточками. А вот мой сосед (по равнинному путику), придумал, как сохранять мясо до вывозки, без суеты. Добывал лося, разделывал, шел за тросом, гвоздями и прочными веревками. На месте сколачивал лестницу, меж двух дерев натягивал трос, метрах в пяти от земли. К нему уже вязал куски разделанного лося. Отставлял лестницу – и посмеивался над мышью и росомахой, которые падали с троса, в попытке добыть себе еды.
В зимовьях.
Куда снегоходом или лодкою доехать можно - там все просто – бочка с крышкой. Но тут бывают неприятности – сколько тех бочек помощник мыши – медведь в лес укатил. Мой сосед после того, как медведь разобрал у него избу, добираясь до бочки, стал ту ставить под елкой – в отдалении избы. На период между заброской им припасов и началом сезона. Еду добыть можно, избу чинить сложнее.
Я, охотясь на равнинах, затащил фанерные ящики (в разобранном виде, понятно). Фанеру мышь не умеет грызть. Небольшие ящики прибил к стене в сенях, их крышки снабдил резиновыми «петлями» – вот и закрытая полка с едой. Большие ящики скрывали весь припас, устроившись в углу сеней.
Но и тут есть нюансы. В голодный на мыша год соболь вскрывает ящики, сгрызая рейку дня за 3-4. Пару раз было. Потому рейка должна быть внутри ящика и углы ящика обшиты жестянкой. Фанеру и соболь не умеет грызть. Но никакая фанера и жестянка от росомахи, понятно, не спасут.
Часть припасов внутри избы складывал во флягу. Для сохранности лучше иметь несколько «корзин» с едой в разных местах. В избе крупы на текущие нужды помещал в жестяные банки – они долговечнее и удобнее пластиковых бутылок.
Можно завести мешок и подвешивать еду под потолок. Или же складывать в ведро, а уже то подвешивать к потолку. С ведром тоже было приключение. Ведро с едой висело у меня напротив обоконка, соболь запрыгнул в него и перемешал все, что перемешивалось, попробовав каждое на зуб. Но соболь обычно грешит нападением на припасы ближе к весне, редко в начале зимы.
На базах
Однозначно - амбар. Не обязательно как народности – в пяти метрах от земли. Хватит и метра-двух. Росомахе сруб не разобрать. От мыша – специальные зарубы на ножках лабаза, ноги можно дополнительно обшить жестью. Либо листы жести положить на торцы ножек - под первый венец сруба лабаза.
На лето из амбара удаляю все съедобное под крышу избы – для туристов еда. Но более от того, чтобы зверь не принялся амбар раскатывать. Оставить под амбаром пару гильз, пахнущих порохом - тоже не повредит. Хотя эффективность этого не доказана.
С мехом лучше подстраховаться и в амбаре – вязать тот в специальных мешках к потолку. Бывает, что бесстрашная, или голодная мышь планирует с ближайшей елки на мягкую от снега крышу амбара и добирается, все-таки до продуктов.
Самый главный враг мыши
Умывальник с горячей водой и хозяйственное мыло с таинственной надписью о 82%. Или сколько там. На границе с трихинеллезом второй ошибки не бывает.