Волк с Уолл-стрит (The Wolf of Wall Street) 2013
Ладно, тут мы согласимся — о том, что этот фильм снят по реальной истории, теперь знают почти все. Слишком много мотивационных семинаров по городам и весям проводит Джордан Белфорт. Но если бы не эти лекции, поверили бы вы в то, что происходящее в фильме реально?
Джордана Белфорта сыграл Леонардо Ди Каприо. От юного парня, пришедшего на Уолл-стрит, чтобы стать биржевым брокером до матерого афериста, степень наглости которого может превзойти только размах вечеринок в его офисе, обильно посыпанных кокаином и пестрящих проститутками всех мастей. Когда черный понедельник 1987 года обрушил индекс Доу-Джонса и надежды на светлое будущее всех биржевиков, Белфорту пришлось искать себя в конторах куда более скромного масштаба. Но если у тебя есть цель и навыки продажи, масштаб твоего бизнеса зависит только от тебя. Равно как и твои моральные установки: их послабление может помочь добиваться результата быстрее, но вполне вероятно, что где-то на горизонте очень скоро замаячит ФБР.
Мартин Скорсезе, несомненно, драматизировал ту степень разнузданности, которую постепенно достиг Джордан Белфорт, постепенно погружаясь в алкогольную и наркотическую зависимости на фоне своего финансового успеха. Или нет? Может, наоборот, он смягчил то, что происходило на самом деле?
Собачий полдень (Dog Day Afternoon) 1975
Неудачное ограбление банка оборачивается захватом заложников, а позднее и многочасовым диалогом с полицией с выдвижением требований и попыткой выйти сухими из воды. Как часто бывает, заложники и зеваки, собравшиеся вокруг места преступления постепенно начинают симпатизировать мошенникам больше, чем копам. Казавшееся абсолютно безнадежным дело может обернуться удачной аферой. Смогут ли злоумышленники дожать полицию и добиться своего?
Основой сценария стала статья об ограблении в журнале LIFE. Каким бы диковинным не выглядел этот случай (особенно учитывая те причины, которые заставили центрального персонажа (Аль Пачино) пойти на преступление), все начиналось с реальной истории. Как и в жизни, развязка этого напряженного триллера максимально жесткая и циничная.
Поймай меня, если сможешь (Catch Me If You Can) 2002
Леонардо Ди Каприо в третий раз появляется в нашей подборке. И снова он играет мошенника. На сей раз настоящего гения изобретательности. Равно как Ричард Брэнсон достигал успеха в любом направлении бизнеса, которым он занимался, Фрэнк Абигнейл находил возможность обмануть систему в каждой новой сфере деятельности, которая попадалась ему под руку. Он представлялся пилотом, врачом, он мошенничал в США и за границей, он играл в кошки-мышки с агентом ФБР и все ему давалось с легкостью, непринужденностью, изящностью.
При просмотре кажется, что для того, чтобы сценаристу придумать столько ловких способов обмана, ему самому нужно быть талантливым мошенником. И это во многом верно, ведь фильм поставлен по книге, соавтором которой был сам Абигнейл. Написав книгу о своей жизни, он продал права на ее экранизацию в 1980 году, но лишь спустя двадцать лет фильм был снят. Фрэнк не встречался со Стивеном Спилбергом до съемок, однако очень позитивно отзывался о том, как режиссер поработал с материалом, особенно с той частью, которая касается детства главного героя и развода его родителей. Кроме того, он сам снялся в этой картине в эпизодической роли.
Воспоминания об убийстве (살인의 추억) 2003
Корейский триллер автора «Паразитов», режиссера По Чжун Хо. Серия жестоких убийств, обставленных таким диковинным ритуальным образом, что невольно думаешь о том, что это лишь выдумка сценариста. Тем не менее, история (к сожалению) абсолютно реальная. Как реальны были и проблемы, поднимаемые в фильме — контраст между городом и селом, бедность и нищета, непрофессиональность провинциальной полиции и многие другие бытовые и социальные вопросы.
История, показанная в фильме, получила дальнейшее развитие в реальной жизни. Однако не будем писать об этом, чтобы спойлером не испортить просмотр тем зрителям, которые еще не успели добраться до этого важнейшего шедевра азиатского кино.
Чёрный клановец (BlacKkKlansman) 2018
И наконец, едкая черная комедия, в которой афроамериканец поступает на службу в полицию в 70-е годы, когда эволюция политкорректности и толерантности даже не начинала набирать обороты. На него косо смотрят даже его собственные коллеги. Но парень не сдается: он решает внедриться в ку-клукс-клан. Что может быть более неправдоподобным? Только реальная история Рона Сталворта, который стал первым афроамериканским детективом в Колорадо-Спрингс, а потом решил проникнуть в ряды ку-клукс-клана, завербовавшись по телефону, а на личную встречу отправив вместо себя напарника-еврея — белого парня, который должен был стать лицом самого безрассудного копа в штате.
Несмотря на то, что режиссер Спайк Ли выбрал комедийную подачу, история максимально серьезная. Финальным мрачным аккордом звучат документальные кадры, на которых президент Трамп оправдывает нацистские формирования и их действия во время беспорядков в Шарлотсвилле.
Рон Сталворт поныне жив, после выхода на пенсию он написал книгу о событиях тех дней — именно ее и экранизировал Спайк Ли, выступив одновременно и продюсером.