Цитируемое далее донесение было составлено ровно через месяц после начала войны СССР против Германии командиром 244-го артиллерийского полка майором Зиновием Геккером и батальонным комиссаром Ефимом Михайликом, после чего направлено "через голову" непосредственного начальства на имя члена Военного Совета Юго-Западного фронта Никиты Хрущева. В тексте документа перечисляются наиболее серьезные недостатки, проявившиеся по ходу боевых действий 58-й горнострелковой дивизии, в состав которой и входил упомянутый выше полк.
Явления, на которые указывают авторы, были типичными для соединений Красной армии того периода. Это плохая работа системы снабжения, провалы в комплектовании частей, слабость противовоздушной обороны, тактическая безграмотность командиров, быстрое падение боевого духа солдат. Также обращает на себя внимание акцент, сделанный майором Геккером и комиссаром Михайликом на поведении местных советских партийных органов, спешно бежавших в тыл при первых признаках приближения противника.
В августе 1941 года Зиновий Геккер и Ефим Михайлик вместе со своим полком попали в окружение под Уманью, и с того времени числятся пропавшими без вести.
"Военному Совету Юго-Западного фронта
Тов. Никите Сергеевичу Хрущеву
Месяц боев с фашистскими захватчиками показал целый ряд безобразных явлений, стоивших нам многих жертв и советской территории.
Главные из них:
1. На вооружении артиллерийского полка 58-й горнострелковой дивизии 76-мм горные пушки образца 1938 года и 107-мм минометы, к ним не было вовсе:
а) Бронебойных снарядов, коих нет и по настоящее время, в то время, как противник действовал и действует танками.
б) Дистанционных выстрелов (шрапнели).
2. К самому мощному огневому средству - 107-мм минометам - не было достаточного количества мин, что приводило к большим нашим потерям и безнаказанности для противника.
3. В частях не было активных средств противовоздушной обороны. Зенитная установка с четырьмя зенитными пулеметами не берет самолеты, в результате самолеты противника по 2 - 3 часа летают в расположении наших войск на высотах 100 - 200 метров. И наоборот, там, где была хоть одна зенитная пушка - авиация противника быстро удирала.
4. Штаты не соответствовали действительному состоянию, особенно это неблагополучие отразилось на количественном состоянии людского состава и качественном состоянии конского состава. Сортность, особенно артиллерийских лошадей, гробила все дело.
5. Горнострелковому полку в 50% состава от штата полоса обороны меньше 10 километров по фронту не давалась, что, в основном, приводило к прорыву фронта противником.
6. Тылы сверху донизу работали плохо, снабжение дивизии ничем своевременно не могло обеспечить части в элементарных вопросах довольствия людей, фуража для лошадей и тем более боеприпасов. Части на фронте занимались самоснабжением, что привело к изматыванию людей, и особенно конского состава. Тылы полков терялись отдачей приказов через голову командиров частей.
7. Свою пехоту противник всегда сопровождал бронемашинами и танками, артиллерийский огонь корректируется самолетами. В нашем соединении этого не было, благодаря чему, а также из-за отсутствия бронебойных снарядов для борьбы с танками и шрапнелей для поражения пехоты противника, противник имел успех.
Часто от раненых можно было слышать упрек: "Ну, что у нас - винтовки, а у них - танки!"
8. Пехота малоустойчива в обороне из-за ширины фронта обороны роты, полка, и из-за того, что маскировка и окапывание не подготавливаются для укрытия при огневых налетах и валах со стороны артиллерии противника. Начсостав в этих вопросах не требователен к себе, и тем более к красноармейцам.
9. То, что делается в районах боевых действий партийно-советскими и общественными организациями, не соответствует лозунгу отечественной войны: власти и партийные организации за 5 - 10 дней до вступления противника на их территорию удирают, и никакая политическая и агитационная работа среди населения не ведется. И они, дезорганизованные, собираются вокруг районных и сельских магазинов для их разграбления при первой возможности, а подготовка населения для работы в тылу противника поставлена слабо.
Обращаемся не по инстанции по той причине, что, несмотря на доклады, положение не изменяется. И потому, что уверены в том, что эти вопросы не все известны Военному Совету.
Доносим для принятия соответствующих мер на будущее."
Советские командиры о причинах поражений в боях на Юго-Западном фронте в июле 1941 года
18 декабря 202018 дек 2020
8895
3 мин
357