Фильм «Война миров» - поначалу обычная спилберговская бодяга: вторжение врага угрожает не общественным устоям, не государственной безопасности, а частной, заурядной жизни обычного разведённого раздолбая.
То есть прайвеси, как ни крути, юбер аллес – такой вот базовый принцип. Представители власти сначала появляются в виде двух полисменов, в бестолковости своей вполне адекватных нашим анекдотичным ментам, потом возникают армейские грузовики, несущиеся на передовую, но и бравые американские вояки особых симпатий не вызывают - безликое пушечное мясо.
Батальные сцены на порядок пожиже, чем в «Спасти рядового Райана», что, в сущности, объяснимо: в отличие от экранизации известного романа, про Вторую мировую родной публике Спилберг мог впаривать всё, что угодно. В центре фильма - герой, которого играет Том Круз, с затравленным взглядом и по-человечески вполне понятным желанием забиться в какую-нибудь щель и переждать весь этот кошмар.
Не могу не процитировать кинокритика Игоря Манцова: «В советском кино вместо инопланетян были фашисты».
«Тигры» с крестами на броне или инопланетные треножники - хрен редьки не слаще. Круз, вовсе не желавший геройствовать, прёт на рожон с гранатой в руке, чтобы спасти дочь. Танк поганый треножник подбит. Дальше начинается скороговорка про то, как родные бациллы (или микробы, одна микрофауна) одолели агрессоров. И без того невнятное действие становится окончательно бессвязным.
Занятно, однако, как много переменило в сознании американцев то самое 11 сентября. Спилберг, провозглашавший толерантность к «иным» в «ЕТ», и Спилберг, нагнетающий страхи перед врагом, который подло выжидал момент, чтобы нанести удар по Нью-Йорку - два разных режиссера. Приёмы, стилистика - вроде бы те же, а цели, в которые они бьют, прямо противоположны. Голливуд мобилизует нацию - как умеет, с усердием не по разуму, но отказать в эффективности такой пропаганды ему нельзя.
А на последних минутах «Войны миров» у сидевшего впереди мужчины начался эпилептический припадок. Страшный вскрик, рука поднялась вверх и упала, и весь он затрясся, забился. В первые секунды никто не понял, но сидевшая рядом девушка, похоже, была готова к такой беде - чтобы язык не прикусил, всунула ему в рот авторучку, кажется, не разобрал в темноте. Вот где жуть настоящая - ведь в эти минуты человек уносится в такие бездны, куда тебе все оскароносцы, вместе взятые.