Найти тему

Сердце дальней грозы Константина Спасского

«Поэзия, которой он занят, - это, конечно же, Поэзия с большой буквы. Его поэзия хранит и свежесть юности каждого человека, и открывает мироздание таким, какое окрыляет и помогает жить. Наверное, потому – что его поэзия живая по своей сути. Она отражает прекрасное. А критерии честности и чистоты безусловны, и иначе поэту нельзя… Написанные им строки хранят самые простые и близкие каждому из нас мысли, в самой легкой, доступной, но прекрасной форме», - так пишет член Союза писателей России Николай Терещук в предисловии к сборнику стихов Константина Спасского «Сердце дальней грозы».

 

Верных мыслей верен ход.

Все подсказки наперед

Знаю я. Да что за прок,

Если торжествует рок?

А вершить ошибки ленно,

Уповать, что жизнь нетленна

И пророчества длинны,-

Быть виновным без вины.

 

Вот уж воистину – талантливый человек талантлив во всем. Константин Спасский - российский актёр театра и кино, поэт, журналист. С 1997 года работал в московских театрах: Комедии, Государственном театре киноактера, антрепризе«Арт-клуб 21век». И при этом был еще специальным корреспондентом и писал для газет «Московский вестник культуры», «Вестник баталистов и маринистов», «Кино, театр, телевидение, радио». Печатался в журналах «Новая Немига литературная», «Серебряный дождь». Принял участие в коллективных поэтических сборниках «Книга для чтения», «Часовые памяти», «Все тексты только о любви», «Лауреаты литературных премий», «Эклеры», «22 июня». В кино дебютировал в 1988 году в фильме «Мы и наши лошади». Снимался в фильмах: «Бригада», «Паутина», «Джокер», «Семейный ужин», «Сеть», «Невидимки», «След» и другие.

Достойный послужной список, потому что и стихи достойные.

Он легкие и яркие, прозрачные и очень образные.

И еще, что очень важно, поэзию Константина Спасского легко понять. Как пишет Марина Корчак в предисловии к одному из сборников автора: «Его стихи просты по форме, их приятно читать. Они рассказывают о вроде бы известном тебе мире, но взгляд на него несколько иной, подчас, неожиданный, но, всегда наполнен чувствами добра, надежды и любви».

-2

Так и получается: автор заставляет читателя задуматься над казалось бы простыми вещами, которые мы порой не замечаем в повседневной жизни. Например, в стихотворении из того же сборника «Окрыление» - «Сонет»:

 

Я шел за тобою

И пел сонет.

В сонете правды 

Ни слова нет.

Зачем тебе правда?

Пусть сладкая ложь

Войдет в твое сердце,

Как ласковый нож.

…и я как прежде,

Пою сонет.

Но для кого он?

Тебя уже нет.

 

А если задуматься, такое происходит со многими прямо сейчас. Мы часто не хотят видеть правду, нам легче улыбаться и слышать ложь, которая не жжет так и не ранит, как правда. Закрыть глаза легче на ложь, главное - вовремя открыть их, чтобы успеть признаться, ведь потом может быть поздно.

У Спасского довольно много сборников, и в каждом авторы предисловий очень точно характеризуют го творчество. Так, уже упоминавшийся Николай Трещук пишет о книге «Лимонадные зори»: «Читая стихи, можно предположить, что это один из авторов Серебряного века русской поэзии. В некоторых стихах стёрты границы времени… стихи о любви и не только. О душевной боли. О страсти. О войне. О деревне… Автор - актёр, и можно предположить, что каждое стихотворение – сыгранная им роль».

-3

Очень верное замечание, потому что и образы часто у Спасского – театральные – как будто мы с замиранием сердца следим за происходящим на сцене:

 

И вновь обман

На пол упавший талисман

Разбитый вдребезги хрусталь,

В крови изнеженная сталь

 

Так и представляется роковая красавица, несчастная любовь и умирающий идальго. Или умирает прекрасная дева? Но это уже – дело фантазии читателя, которого автор увлекает в свой таинственный мир грез.

-4

Однако не стоит думать, что все стихи написаны в одном жанре. Есть у автора и обличающие стихи, например, «Высочайший секрет»:

 

Предстанет царская особа,

Чтоб измарать холёных рук

Землей для дорогого гроба,

Среди высокочтимых слуг.

…а почесть, слава и признанье 

Всего лишь плата за обед

Снасти своё предназначенье

И высочайший скрыть секрет.

Константин Спасский в своих стихах лаконично, но емко рисует разные образы. Порой они кажутся совершенно реально-реалистичными.

Сборник «Роза ветров» вышел к юбилею автора. В сборнике поэт собрал свои новинки и «бестселлеры». И вновь предисловие написано Николаем Трещуком, и снова по новому, но с очень точными характеристиками поэта: «Спасскому есть, что рассказать, а нам, что послушать и посмотреть… Подводит ли нынче Константин итог? Надеюсь, что нет… его лира должна звучать и радовать нас, его поклонников».

 

-5

Окутал небо сладкий дым.

Кураж.

Безделица.

Не заметёт твои следы

Легкая метелица.

…я расскажу тебе слова

О думе страстной.

Пусть пропадет голова

В денёк ненастный.

Мне о тебе любовно петь!

Тебя нет краше!...

 

Несмотря на разнообразие тем, лейтмотивом практическиво всех стихах проходит любовь. Это и любовь к женщине, как в стихотворение «Кураж», и любовь к Родине, и любовь к окружающему миру и просто самой жизни.  

В сборнике «Аврора» главная тема – опять же любовь, вечная тема, которая никого не оставитравнодушным. Любовь у Спасского показана разной:безответной и ответной, и чувствуется что толчком к написанию послужили личные переживания автора, который решил рассказать о своем опыте читателю. Овосторженности и робости, о светлых эмоциях, которые захлестывают каждого, когда он любит и любим. «Константину Спасскому можно позавидовать, потому что ему есть чем поделиться с каждым своим собеседником», - пишет Николай Трещук.

-6

Поэт честен с нами - и это чувствуется, потому что на его сроки читателен откликается всем сердцем. Вслушайтесь в эти строки из стиховторения «Признание о полувздохе».

 

Я расскажу, как без тебя мне плохо.

Мне не хватило вздоха, полувздоха.

Зовущих маяков твоих огней!

Двух слов!

Двух дней!

Двух звёзд восторженного взгляда, 

Дыханий яблочного сада…

 

-7

Все книги автора как будто плавно, легко и изящно перетекают один в другой. Многие стихи написаны о вечном, а многие - в минуты ностальгии о прошлом илимечтах о будущем.

 

(С) Ангелина Бржевская