Эту историю я встретила случайно - копаясь в родословной последней российской императрицы - Александры Федоровны.
Это история ее пра...бабушки, которая считалась одной их самых красивых женщин своего времени - Августы Каролины Софии Рейсс-Эберсдорфской (1757 - 1831 гг.)
Августа была вторым ребёнком из семи детей Генриха XXIV, графа Рейсс-Эберсдорфского, и его жены Каролины Эрнестины Эрбах-Шенбергской (портреты, к сожалению, не имеются).
Из этой краткой информации, вчитавшись в нее повнимательнее, можно сделать два вывода:
- благородная родословная красавицы уходила в темную глубь веков,
- главным богатством и приданым девушки была ее красота.
Сочетание этих факторов было очень важным. Девушка была по меркам того времени фантастически красива, и эту карту надо было разыграть правильно. Удачно выдав ее замуж.
Однако, выгодные, но практичные немецкие женихи в очереди за ее рукой и сердцем по всей видимости не стояли - поэтому отец Августы, гений маркетинга, предпринял необычный шаг для исправления этой ситуации.
Девушке было уже 18 лет - по меркам того времени под венец надо было уже бежать, ибо старость была не за горами.
Граф Генрих заказал прекрасный портрет своей дочери у одного из лучших художников - портретистов того времени - Иоганна Генриха Тишбейна Старшего (1722 - 1789 гг.), и тот написал шедевр, и жемчужину своего творчества - портрет Августы, который мы видим в заглавии статьи.
Девушку он изобразил в образе, как ни странно, героической античной вдовы Артемисии.
Известных Артемисий в древности было две.
Одна была правительницей и воительницей, и участвовала в походе персидского царя Ксеркса на Грецию, показав там чудеса стратегического ума и храбрости, но - потом, вернувшись на родину, бросилась со скалы, не в силах пережить безответную любовь.
А вторая была сестрой и женой горячо ею любимого древнего царя Мавсола. Царь умер. Вдова пережила его на 2 года. За это время она выстроила ему великолепную гробницу, которая стала одной из семи чудес света - мавзолей (это был первый в мире мавзолей, и название сооружение получило по имени погребенного в нем царя), а еще она очень за ним скучала, невероятно сильно скорбела и подмешивала в свое питье прах усопшего супруга. Вот именно в образе этой второй Артемисии и изобразили потенциальную невесту. Мы видим на картине рядом с девушкой урну с прахом ( на крышку которой, готовясь ее открыть она положила руку), и бокал. Сейчас она насыпет прах, разведет вином и выпьет - хотя бы так соединившись с любимым.
Что показывает эта картина?
красоту девушки
ее страдания без супруга
способность к сильной и преданной любви.
Это мы с вами можем не понять в первого взгляда, а в 18 веке сюжет был известен каждому образованному человеку.
Когда картина была готова, граф приказал ее повесить в людное место. Но не просто людное, а в такое, где была концентрация потенциальных женихов - в Вечном Сейме Регенсбурга. Там проходило непрерывное заседание Имперского сейма (с 1663 по 1806 год), и, естественно, была высочайшая концентрация достойных женихов - список участников включал представителей всех знатных родов Германии - там были князья, герцоги, графы, которые ходили мимо портрета и любовались им.
Это было в 1775 году. Почти сразу же, чтобы никто не позарился на это сокровище, и не вздумал сделать предложение, портрет был куплен за стоимость в 4 раза превышавшую изначальную (заплаченную художнику) Францем Фридрихом Антоном, наследным принцем, а позже герцогом Саксен-Кобург-Заальфельдским (1750 - 1806 гг.). Тоже человеком очень знатным, но не очень богатым.
Герцог увидел красавицу и влюбился. Он вообще был ценителем красоты. Был прекрасно образован и любил искусство.
Но вот жениться на Августе он не мог - поскольку был связан обязательствами жениться на другой, что и сделал 6 марта 1776 года. Его супруге и родственнице, принцессе Софи Саксен-Хильдбургхаузен (1760 - 1776) было всего 16 лет.
А дальше произошло непонятное, но интересное. Будем думать, что это был такой каприз Судьбы...
Новоиспеченная герцогиня через 6 месяцев после брака скоропостижно скончалась, заболев гриппом. Ее торжественно похоронили (это был октябрь 1776 года), а уже в июне 1777 года, герцог женился на красавице, которую любил - на Августе.
В их семье родилось 10 детей.
Среди них:
Одна дочь - Антуанетта Эрнестина Амалия Саксен-Кобург-Заальфельдская (1779 - 1824) вышла замуж за родного брата второй супруги императора Павла 1, и стала герцогиней Вюртембергской.
Другая дочь - Анна Фёдоровна (урождённая принцесса Юлиана-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская; 1781 - 1860 гг.) была супругой цесаревича Константина Павловича, но потом сбежала от него. Подробнее - здесь:
Портрет Константина Павловича Романова. Почему от цесаревича сбежала красавица жена?
Один сын - Эрнст I Антон Карл Людвиг герцог Саксен-Кобург-Готский (1784 - 1844 гг) был отцом принца Альберта, ставшего супругом английской королевы Виктории.
Еще одна дочь - Мария Луиза Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская и Стратернская, в первом браке княгиня Лейнингентская (1786 - 1861 гг.) вообще была матерью той самой королевы Виктории.
Другой сын - Леопольд (1790 - 1865 гг.) - вообще сперва жил у родственников в Санкт - Петербурге, где научился хорошо говорить по русски, и дослужился до генерал - лейтенанта. Потом по взаимной любви женился на наследнице британской короны, которая внезапно умерла при родах. Потом его избрали королем Бельгии Леопольдом I.
При этом родительское гнездо всех этих высоко взлетевших детей отличалось удивительной бедностью.
Зато герцогская чета дала всем своим детям прекрасное образование и отличное воспитание. А еще дети унаследовали от матери прекрасные внешние данные. Это, а так же безупречная родословная и послужили причиной того, что уже через пару поколений Франц и Августа оказались предками большого количества европейских коронованных особ.
Ну и напоследок - портреты Августы уже в зрелом возрасте. Нет юношеской мягкости в чертах, но сохранилось их чеканное благородство.
Пояснение. На всякий случай)
Августа была бабушкой королевы Виктории.
Королева Виктория была бабушкой Александры Федоровны - супруги Николая 2.