В данной статье описывается поездка в Швейцарию, предпринятая в январе 2020 года, с прилетом в Женеву и отправлением назад из Цюриха. Из-за большого размера статья разделена на шесть частей.
Пятая часть описывает наше пребывание в крупнейшем городе Швейцарии - Цюрихе.
В Цюрих мы приехали во второй половине 7-го дня нашего пребывания в Швейцарии. Первое, что бросилось в глаза при выходе в город с вокзала: это именно город, не небольшой городок, как Берн, не полудеревня, как Люцерн, а нормальный, возможно даже столичный, город. Такое впечатление создают несколько факторов: во-первых, высокие относительно Люцерна и Берна дома, подступающие вплотную к проезжей части улиц; во-вторых, огромное количество людей как на улице, так и в общественном транспорте (трамваи забиты битком), в третьих – обилие современных магазинов (бутиков), огромные витрины которых заставляют сворачивать шеи, а также строгих входных групп и окон банков, которых в Цюрихе великое множество.
Совсем неудивительно, что Цюрих произвел на нас такое впечатление, потому что он является финансовой и экономической столицей Швейцарии, здесь располагаются штаб-квартиры большинства швейцарских компаний и банков, кроме того, это самый большой по численности населения город Швейцарии (более 400 тыс. человек). Довершает образ Цюриха как «города богачей» огромное количество очень дорогих автомобилей, напоминает центр Москвы и Кутузовский проспект: Bentley, Rolls Royce, Lamborghini, Aston Martin встречаются очень часто.
Бросив вещи в гостинице рядом с вокзалом, мы отправились гулять по старому городу. Старый город в Цюрихе довольно большой, расположен на обоих берегах реки Лиммат. Если в Люцерне мы восхищались несколькими небольшими пряничными домиками, то в Цюрихе нас встретил настоящий пряничный город: от главной улицы левобережной части старого города Мюнстергассе направо и налево отходит множество маленьких улочек и переулков, вверх и вниз, и на каждой много-много красивых старинных домов. По такому старому городу можно гулять целый день!
И опять же, как в Люцерне, сказочности и таинственности добавляла городу ночная атмосфера, когда слабый свет фонариков лишь частично освещает фасады домов.
В первый день мы обошли несколько самых известных достопримечательностей города. В первую очередь нас конечно интересовал главный собор Цюриха – Гроссмюнстер, две колокольни которого видны практически с каждой относительно открытой точки старого города. К собору от площади Централь, расположенной прямо через реку от центрального вокзала, ведет улица, которая через каждые 300 метров меняет название: начинается она как Нидерхофштрассе, дальше переходит в Штюссихоффштатт, затем в Марктгассе и Мюнстергассе. Эта улица является главной артерией старого города, на которой расположены множество сувенирных магазинов и кафе.
Проходя по этой многоименной улице, мы немного отклонились от курса и подошли к церкви Предигеркирхе, чей тонкий и высокий шпиль хорошо видно издалека.
Подходить близко и заходить внутрь не стали, церковь показалась нам довольно скромной на вид, но мы сфотографировали вечерний вид на церковь и прилегающую улочку.
До Гроссмюнстера идти оказалось совсем недолго, буквально 10 минут от центрального вокзала. Собор стоит почти на самом берегу реки, перед входом расположена терраса, выходящая прямо на реку, с которой открывается красивый вид на противоположный берег, где находится второй по важности собор Цюриха – Фраумюнстер.
Собор Гроссмюнстер нормально можно сфотографировать только с противоположного берега реки, откуда он открывается во всем своем великолепии:
От собора мы пошли дальше на юг, на берег Цюрихского озера, в которое впадает река Лиммат. Панораму озера в темноте мы конечно запечатлеть не смогли, но наше внимание привлек красиво подсвеченный оперный театр, расположенный на площади Зехзелёйтеплатц.
Рядом с этой площадью расположен мост Квайбрюкке, с которого сделана следующая фотография. Этот мост вообще очень хорошо подходит для фотографирования, потому что с одной стороны моста открывается хороший вид на озеро, а с другой стороны – на город.
Обратно мы шли по другому берегу реки, дошли до площади Мюнстерхоф, на которой стоит собор Фраумюнстер, сфотографировали его вблизи, а также общий вид площади.
Двигаясь дальше обратно в сторону вокзала, сделали фотографию типичной улочки старого города в Цюрихе.
А через некоторое время вышли к самому вокзалу.
Сил уже практически не оставалось, поэтому мы прошли обратно на многоименную улицу с большим количеством кафе и поужинали в одном из них, а затем отправились в гостиницу спать.
На следующий день мы предприняли большой вояж, которому будет посвящена следующая часть этой статьи, поэтому в повествовании о нашем пребывании в Цюрихе перенесемся сразу в девятый и последний полный день нашего пребывания в Швейцарии.
С утра мы сразу направились на площадь Централь рядом с вокзалом, где сели на трамвай (маршруты №3, 8 или 11) и поехали в сторону площади Рёмерхоф. От этой площади начинается Дольдербан, знаменитая городская железная дорога, ведущая на холм Адлисберг. Ее наклон, конечно, значительно меньше, чем у железной дороги, ведущей в гору Пилатус, но все равно вагоны приводятся в действие зубчатыми колесами, а наклон дороги довольно заметный.
В Цюрихе у нас уже не было билетов-вездеездов, поэтому пришлось покупать билеты, как простым смертным, и я честно скажу, это просто какое-то разорение. Билет на сутки на одного человека, действующий в центральной зоне Цюриха и дающий право совершить неограниченное число поездок стоит 8,8 франка, более 500 рублей! Полуторачасовой билет на все виды транспорта – 4,4 франка, на короткую поездку (не более 3 остановок) – 2,2 франка. Поскольку мы собирались совершить несколько поездок на транспорте, взяли суточный билет. Причем он реально действует одни сутки, минута в минуту, так что если вы планируете раннюю поездку на следующий день, можно купить накануне суточный билет и больше не тратиться. Билет, кстати, действителен и для поездки на Дольдербане, так что по приезду на площадь Рёмерхоф мы спокойно прошли мимо билетных автоматов сразу на станцию.
Сама станция выглядит следующим образом:
На эту станцию приходит вот такой вагончик:
Вагончик двухсторонний, с обеих сторон кабинки машиниста, после прихода поезда на станцию из передней кабинки выходит дядечка, переходит в заднюю, и через несколько минут поезд едет обратно. Интервал движения минут 10-15, расписание висит на станции.
По пути на вершину холма вагончик делает 2 промежуточные остановки, также на путях предусмотрен один разъезд, где движущийся вниз вагончик уступает дорогу идущему вверх. Происходит это следующим образом:
Стрелки на разъезде очень простые, работают только за счет изгиба рельсов, когда вагончик на фото пойдет вниз, рельсы просто изогнутся влево для обеспечения его проезда.
На верхней станции расположены обширная лесопарковая зона, теннисный и гольф- клубы и гостиница Дольдер Гранд, от которой открывается очень красивый вид. Чтобы попасть к гостинице, нужно сразу после выхода со станции повернуть два раза направо, но мы об этом не знали, потому что у меня отвалились ранее подгруженные на планшет карты. В итоге нам пришлось побродить по лесопарковой зоне, прежде чем мы вышли на смотровую площадку рядом с гостиницей. Вид с нее действительно великолепный, нам еще очень повезло с погодой, светило яркое солнце, поэтому фотографии получились что надо:
Озеро с этой точки не видно, а искать другой обзорный пункт без карт смысла не было, из-за риска потерять много времени, поэтому мы не стали там больше задерживаться, а поспешили обратно вниз в город.
На обратном пути я не смог удержаться и сделал еще несколько фотографий вагончика Дольдербана, уж очень умилительным он мне показался.
После спуска с холма, мы сели на трамвай и вернулись на площадь Централь, с которой начали нашу поездку. От площади мы отправились осматривать достопримечательности города пешком.
Начали мы с музея истории Цюриха, величественное здание которого находится через дорогу от главного вокзала. Оно было частично в лесах, на реконструкции, поэтому фотографии получились обрезанные, и очень жаль, потому что здание очень красивое, нечто среднее между средневековым замком и собором.
Дальше мы прошли мимо главного вокзала, и по правому берегу реки Лиммат направились в сторону площади Мюнстерхоф.
Примерно в 400 метрах от главного вокзала Цюриха, на небольшом холме, расположен сквер, который называется Линденхоф (липовый двор). На месте этого сквера римляне еще в начале нашей эры основали укрепление и таможенный пост, «турикум», от которого пошло и современное название города. После падения Римской империи на этом месте был возведен замок для представителей восточного крыла династии Каролингов, а с XV века здесь появился небольшой сад с липами, который и дал этому месту его современное название.
Таким образом, Линденхоф – это настоящее сердце города, откуда и началось его развитие. В настоящее время этот сквер используется как место для прогулок туристов и горожан с красивыми видами на старый город.
От сквера Линденхоф мы направились дальше на юг, и через пару минут вышли к собору Святого Петра. Собор оставил странное впечатление, его архитектура довольно скромная, ближе к романской, чем к готической, а единственное украшение – огромные башенные часы. Внутри собор выглядит очень необычно, из украшений – только скромная лепнина, а большая часть интерьера отделан деревом. В алтарной части есть только лестница на кафедру, а все остальное пространство пустое. Довольно непривычно видеть настолько скромную церковь практически в самом центре крупнейшего города страны.
От собора святого Петра буквально рукой подать до площади Мюнстерхоф (соборный двор), на которой расположен второй по важности собор Цюриха – Фраумюнстер. Собор был заложен еще в IX веке, с тех пор многократно перестраивался. Приставку «Фрау-» собор получил, поскольку изначально он был частью женского монастыря. С середины XI века настоятельница монастыря считалась по факту главой города, и такое положение сохранялось вплоть до XIV века. В XVI веке, в ходе Реформации, монастырь прекратил свое существование, а собор превратился в протестантскую церковь.
В середине ХХ века, в ходе очередных реставрационных работ витражи в соборе расписал знаменитый художник Марк Шагал. Видимо из-за этого за вход в собор теперь берут плату в размере 5 франков, и это всего лишь вторая церковь в Швейцарии, после православного собора в Женеве, где вход платный. Я лично считаю это безобразием, здание должно быть либо собором, со свободным входом для всех желающих, либо музеем, и тогда за вход можно брать плату. Но оправдывать платный вход в собор всего лишь какими-то витражами, каким бы великим и талантливым художником ни был Шагал, это перебор.
Вдобавок в соборе запрещено фотографировать, поэтому мы смогли запечатлеть этот собор только снаружи. Но могу сказать, что убранство собора довольно скромное, любоваться там по большому счету не чем…
Я же еще не сказал про сами витражи! И честно говоря, ничего не скажу. Я понял, что не являюсь фанатом современного искусства еще 8 лет назад, когда впервые посетил третий этаж экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, там где висит «Черный квадрат» Малевича. Оттуда я позорно бежал, хотелось «развидеть» и высверлить глаза после всего это мракобесия, особенно в сравнении с шедеврами мастеров XVII-XIX века. Ну и здесь тоже… не могу я принять и понять такое искусство…
После выхода из Фраумюнстера мы подошли к реке, чтобы сфотографировать Гроссмюнстер уже при свете дня. Это все-таки невероятно фотогеничное здание, если можно так выразиться, благодаря двум колокольням оно имеет уникальный силуэт, который ни с чем не спутаешь.
Но сразу к собору мы подходить не стали, а прошли еще дальше на юг и вышли на площадь Бюрклиплатц, которая выходит прямо на набережную Цюрихского озера. Панорамный вид с этой точки на озеро и горы за ним открывается обалденный, но против солнца было неудобно фотографировать, поэтому фотография всего одна.
В продолжение орнитологической темы, начатой еще в Женеве, в этом месте набережной столпилось огромное количество лебедей, которые клевали рассыпанный по камням рис. Так вот, после этой встречи мое мнение об этих величественных птицах испортилось окончательно. Во-первых, они воняли как стадо коров; во-вторых, это настоящие агрессоры, они нападали друг на друга и дрались из-за еды, хотя ее там хватало на всех, притом с избытком.
Квартал в районе площади Бюрклиплатц немного напоминает Санкт-Петербург, такие же близко расположенные к проезжей части 5-7 этажные здания, только значительно менее красиво украшенные. Однако среди скромно отделанных домов нашелся вот такой красавец:
Его мы встретили, когда пошли от Бюрклиплатц обратно на север в сторону Гроссмюнстера. Так же по пути мы увидели Цюрихскую ратушу. Она построена в XVII в., поэтому украшена она не так изощренно, как многие средневековые ратуши, кроме того, у нее отсутствует башня. Зато она имеет свою отличительную особенность: под ней протекает река, поскольку стоит эта ратуша практически на воде. Нам лично нигде больше такое решение (по крайней мере для ратуш) не встречалось. Ратушу мы наблюдали с моста Мюнстер, который связывает два крупнейших собора города: Гроссмюнстер и Фраумюнстер.
С этого же моста сделана и следующая фотография, на которой виден собор святого Петра.
Также мы повторили фотографию, сделанную в темноте с террасы перед собором Гроссмюнстер двумя днями ранее. На фотографии - собор Фраумюнстер.
До XVIII века у него было две одинаковой высоты башни, почти как у «большого брата», но в XVIII веке, во время реконструкции, одну из башен укоротили до высоты основного здания собора, а вторую, наоборот, нарастили. С моей точки зрения, хотя я конечно не видел его до реконструкции, с двумя башнями он смотрелся бы лучше, но, по крайней мере, нет ощущения, что он не достроен. Для сравнения, любопытствующие могут поискать фотографии соборов в Антверпене и Страсбурге, там достройка вторых башен напрашивается.
Гроссмюнстер мы оставили «на сладенькое», но поскольку фотографировать внутри было нельзя, показать интерьеры мне здесь не удастся, но опять же, как и во Фраумюнстере, интерьер не поразил обилием украшений, он на редкость аскетичен. Зато мы воспользовались возможностью залезть на одну из башен, и вот с нее виды открылись что надо.
Рассматривая город с высоты птичьего полета, мы заметили вдали красивую церковь, которую не видели в списке достопримечательностей, и решили до нее добраться. Пешком дошли до площади Парадеплатц, в 3 минутах ходьбы на запад от Гроссмюнстера, посмотрели по схеме движения трамваев, какой из них идет в нужную нам сторону (оказалось, что №6, 7, 8 и 10), и через 5 минут уже ехали на трамвае к церкви. Вышли мы у вокзала Энге, через 5 или 6 остановок, а от вокзала до церкви буквально рукой подать, дошли за 2 минуты. Церковь стоит на возвышении, от дороги пришлось подниматься по длинной и довольно крутой лестнице. Называется эта церковь Энге, как и расположенный рядом вокзал, а построена она была в 1894 году. Нас не смутило, что она оказалась таким новоделом, потому что это действительно красивое здание.
Внутри убранство небогатое, как и в большинстве церквей Швейцарии, но нам понравилась роспись на потолке, а настоящие жемчужины интерьера – два витража в стенах и один на потолке. Не Шагал, конечно, зато аккуратно и красиво. В церкви никого не было, за исключением пары рабочих, которые делали небольшой ремонт в алтарной части, так что мы смогли спокойно, без отвлечения на других посетителей, изучить и сфотографировать интерьер.
Также мы обошли церковь и сфотографировали ее с другой стороны.
На этом осмотр достопримечательностей можно было считать законченным, поэтому мы сели на трамвай, вернулись обратно на площадь Парадеплатц, и предались ходьбе по магазинам.
В Цюрихе, как и ранее в Люцерне, не могли отказать себе в удовольствии попробовать еще несколько видов шоколада, тем более что здесь шоколадные бутики попадались почти на каждом шагу. Выбор конфет и шоколада в этих бутиках был даже больше, чем в Люцерне, хотя казалось бы, куда уж больше. Тут были в изобилии представлены не только конфеты и шоколад, но и огромный ассортимент тортов и пирожных. Цены на это всё конечно сумасшедшие, 2,5 т.р. за полукилограммовый тортик, хотя выглядело все это невероятно аппетитно.
Торты с пирожными мы решили не брать, целиком бы мы их не съели, а таскать и хранить нам их было негде. Поэтому мы зашли в магазин, где в продаже были небольшие пироженки, которые у нас известны как «макарунсы», или «макаруны», в остальной Европе их называют «макарони», а в Швейцарии, в том «бутике», в который мы зашли – «люксембургерли».
8 люксембургерли и 2 чашки кофе составили наш нехитрый перекус после прогулки по Цюриху.
После перекуса мы отправились закупаться подарками и сувенирами перед возвращением домой. В Цюрихе оказалось неожиданно мало сувенирных магазинов, буквально 2 или 3 на весь центр города, поэтому времени мы потратили немало, бегая в поисках красивых магнитиков и тарелочек с символикой Швейцарии.
В процессе поисков зашли в один из шоколадных бутиков, расположенном сразу на трех этажах здания, и наше внимание привлекла лестница между этажами. Ступени были сделаны из стекла, а под ними был проложен желоб, по которому стекал шоколад. Мы не поняли, действительно ли это настоящий шоколад, но выглядела текущая жидкость соответствующе, да и консистенция была похожа на шоколад.
На одном из этажей того же «бутика» мы увидели уже целую стену, по которой стекали настоящие потоки «шоколада».
А в одном и супермаркетов нам попался 4,5 килограммовый Тоблерон размером с мою ногу, за 130 франков. Если доведется в будущем приехать в Швейцарию на машине, не пожалею денег, куплю такой.
Вечером, после наступления темноты, мы наконец приволоклись в гостиницу, нагруженные гостинцами, сбросили в номере все покупки и решили посетить еще одну необычную железную дорогу, конечная станция которой располагалась буквально в двух шагах от нашей гостиницы.
Эта совсем коротенькая дорога, которая называется Полибан, ведет от площади Централь вверх на холм, на котором располагается университет Цюриха. Чтобы облегчить студентам подъем на крутой холм, в конце XIX века была построена железная дорога, которая, из-за своего малого размера скорее похожа на подъемник, или лифт, как в Люцерне у Шато Гютч.
Тем не менее, эта дорога интегрирована в систему городского транспорта, на ней действуют те же билеты, что и на трамвай, то есть мы продолжили пользоваться билетами, купленными еще в начале дня. Поездка по дороге занимает 2-3 минуты, никаких развилок и разъездов на ней нет, туда-сюда ходит только один вагончик, который выглядит так:
Вагончик совсем крошечный, в нем всего три ряда жестких скамеек, и открытая платформа спереди.
Станций всего две, верхняя, около университета, и нижняя, на площади Централь. В темноте мы не поняли, можно ли что-то рассмотреть во время поездки, но подъем протекает настолько быстро, что времени рассматривать окрестности не остается. Дольдербан в этом плане намного предпочтительнее.
После поездки на Полибане мы устроили себе прощальный ужин, попробовали блюдо с трудновыговариваемым названием «гешницельтес». По сути своей это рубленая говядина, тушеная на сковородке в подливке. На вкус довольно обыкновенная, хотя считается одним из самых известных блюд швейцарской кухни и фирменным блюдом Цюриха. Но мы уже поняли, что Швейцария – не совсем гастрономическая страна, поэтому и не ожидали каких-то кулинарных откровений.
После плотного ужина мы направились домой спать.
На следующий день мы вылетали обратно домой, и вроде бы и рассказывать об этом особенно нечего, но лично у нас это была первая поездка в аэропорт на трамвае. Раньше до аэропортов мы добирались на машине, такси, автобусе, маршрутке, поезде, в Краснодаре довелось доехать в аэропорт на троллейбусе, наверное это самый необычные способ добраться в аэропорт, вот теперь попробовали и на трамвае.
От площади Централь трамвай № 10 идет до аэропорта примерно полчаса, пробок, конечно, никаких нет. Поскольку аэропорт находится довольно далеко от центра, цена на проезд выше, чем в самом городе, не 8,8 франка, а целых 13 за суточный билет. Мы правда взяли полуторачасовой билет, он стоил около 7,5 франков. То есть по сути стоимость билета в аэропорт на трамвае в Цюрихе практически соответствует стоимости билета на московский Аэроэкспресс. В Цюрихе конечно есть и поезд в аэропорт, который идет минут 10, но во время нашего визита проводился ремонт платформы в аэропорту, поэтому была неопределенность с расписанием, и мы решили не рисковать и доехать на трамвае.
Улетать из Цюриха было конечно грустно, не только потому что заканчивался наш отпуск в целом, но и потому что сам город понравился нам больше других, это своего рода концентрированная квинтэссенция всех швейцарских впечатлений: красивая архитектура, озеро, холмы с видами на город, швейцарские деликатесы – практически все можно найти в этом городе, за исключением расслабленной атмосферы Ривьеры Женевского озера и гор, которые от Цюриха довольно далеко.
Но раз уж горы не пришли к нам, мы пошли к горам. Следующая часть будет посвящена поездке в Лихтенштейн, маленькое княжество, затерянное среди альпийских гор и долин.
А пока, как обычно, прикладываю карты наших пеших маршрутов в Цюрихе.
В шестой части мы совершим вояж в одну из самых маленьких стран мира - княжество Лихтенштейн.