Результаты СО. Какими они вообще могут быть, если нам не интересны оценки? Чем меряем? Шириной детской улыбки? Собственным чувством, что «всё хорошо»? Или всё-таки эрудицией и результатами тестов?
Это важно, чувствовать правильность процесса, без смутной тревоги или ощущения, что всё пропало. Важно понимать, что плывём туда. Или не туда, но мы попробуем повернуть
С Агатой, например, я не знаю, чем мерять нашу учёбу. Агата - постоянные полутона, намёки. Если Сеня взял и сдал уже почти все аттестации за пятый класс, используя собственную эрудицию и знания пройденных курсов, или легко рассуждает о взаимосвязи исторических событий, или активно участвует в онлайн-занятиях, и мне сразу спокойно. То Агата неизмерима
Но намётки есть. Например, год назад в сентябре Агата решила писать истории, имея до этого лишь невесёлый опыт прописей и небольшой навык записок мне. Я рассказывала здесь и показывала, как она исписала тетрадку круглыми буковками в первые же дни своего стремления стать писателем
Год спустя есть стопка незаконченных рассказов и сказок, пара оконченных - ведь результат. Результат её собственного решения стать сказочницей. Сама пишет, только материал новый докупаю, ручки, карандаши, сама иллюстрирует.
А как же грамотность? - спросит скептически настроенный читатель.
Да, недавно попробовали мы с ней писать сочинения. Садится Агата и пишет. Буквы уже давно не кругленькие, почерк стремительный и косой, но это ведь её почерк, пусть. Грамотно пишет, даже запятые ставит, где надо. Зато заглавную букву забывает в начале предложения. Говорит «ага, я знаю» и дальше строчит. Если какое-то слово написано вдруг неправильно, я спрашиваю, как пишется. Отвечает абсолютно верно.
Откуда? - первый вопрос. И второй: зачем тогда столько заниматься русским, если ребёнок, который кроме «жи-ши», ни единого правила не знает, пишет грамотно?
А главное - что здесь результат? Для меня самым ярким является её страсть, охота. «Мама, давай сегодня сочинения?» (Сеня в этот момент закатывает глаза и накидывает себе плед на голову). Агата рада это делать, её прёт. После рыданий над прописями такой неожиданный результат очень окрыляет. С Сеней не так, конечно. Это работает не со всеми, ведь не все хотят стать писателями. Как и не все хотят сидеть, обложившись энциклопедиями по истории. Не заниматься по програмне — это не метод.
Агата же пишет для себя, пока без особых целей, без задач самосовершенствования, даже без сроков и планов, но с удовольствием и огоньком. Это про процесс или результат?
А ещё она стала рисовать так, как тогда, до художественного кружка — просто и легко, одной линией схватывать суть. Полтора года уже не ходит на рисование, и только сейчас страх несовершенства прошёл. Тоже результат. Результат нашего «ничегонеделания», про который даже странно рассказывать. Ведь «ничегонеделание» — так себе методика.
Такие вот неоднозначные промежуточные результаты. А как у вас? Греет ли то, к чему привело СО? Или не видите результатов? А, может, глубоко внутри жаждете просто хороших оценок?
Расскажите здесь, выслушаю без осуждения, но с теплом.
Автор статьи: Александра Чернявская.
Всё об особенном подходе в семейном образовании: страхи, мотивация, сдача аттестаций, среда самообучения в моём Инстаграмм.
Подписывайтесь: https://www.instagram.com/aleksandra_4e_co/