Сегодня мы познакомимся с ещё одной моей коллекцией фотографий междугородных автобусов, сделанной на Главном автовокзале Ростова-на-Дону ещё 5 лет назад, и в самом конце статьи узнаем, почему же их в настоящее время становится всё меньше и меньше. В прошлом году я уже опубликовал три статьи с автобусами (две также с Главного автовокзала и одна со Старого автовокзала), в конце этой статьи оставлю ссылки на них, а сегодня я покажу вам автобусы, которые ещё не встречались в прошлых рассказах.
На перроне прибытия – красивый туристический автобус «Iveco» EuroRider 35 Ростов – Донецк, примечательный изображением мчащегося коня на правом борту (может, и на левом тоже, отсюда не видно). Как видим по табличке на лобовом стекле, 5 лет назад цена билета по этому маршруту стоила 570 руб., сейчас от 650 руб. и выше.
Рядом видим вот такую маршрутку «Isuzu» Ataman также до Донецка – кому повезёт, поедет на соседнем «Iveco», а кому нет, будет трястись 6 часов в ней.
Глядя на высокий «Neoplan» N116 City Liner Ростов – Белгород, сразу вспоминается, как его смешно объявляла диктор автовокзала. Перечисляя пункты следования автобуса «… желающие приобрести билеты до Богучара, Россоши, Алексеевки, Нового Оскола, Чернянки, Корочи, Белгорода – подойдите к кассам автовокзала», звучало это так, будто она устала перечислять весь этот список населённых пунктов, и вместо города Корочи слышалось «короче»: «… желающие приобрести билеты до … Чернянки, короче, Белгорода»!
Серебристый «Mersedes-Benz» Ростов – Пятигорск выглядит так себе, как-то серо и мрачно, и даже пальмы на борту не придают ему более торжественного вида.
Такой же точно «Mersedes-Benz» Ростов – Волгоград, но уже в белой расцветке, смотрится гораздо лучше!
Волгоградская транспортная компания «Volga Line» пригнала в Ростов сразу целых два автобуса «Mersedes-Benz», причём один из них – более вместительная трёхоска.
По маршруту Ростов – Ставрополь сегодня поедет какая-то рухлядь, даже маршрутная табличка уже превращается в труху. Это «Scania» K112 Delta Star, звучит гордо, а выглядит не соответствующе названию. Автобус списан в 2019 году.
Старенький автобус Ростов – Нальчик в этот день был представлен моделью «Jonckheere Deauville 45» на шасси «Mersedes-Benz». Интересно, что бельгийская фирма «Jonckheere» производит автобусные кузова на разных шасси, поэтому внешне точно такой же автобус может быть и «Volvo», и «Scania», и «MAN».
По маршруту Ростов – Мостовской сегодня отправится корейский автобус «Kia Granbird» SDI Greenfield, а ведь ещё годом ранее вместо него ходил красавец «Ikarus-250». Уходит время, уходит эпоха…
Ещё один рассыпающийся «Kia Granbird» с непонятными большими буквами «GABA» на борту прибыл в Ростов из Каменска-Шахтинского. Сверху на кузове автобуса мне удалось разобрать надпись «gabatourco.kr», но интернет по этому запросу выдаёт лишь какие-то непонятные сайты на корейском языке, а корейский в последнее время я чё-то подзабыл.
Длиннющий трёхосный «Neoplan» N318/3Ü Transliner, прибывший из Миллерово, заметно выделяется на фоне других автобусов – его длина составляет целых 15 метров, в то время как классические междугородние автобусы примерно на три метра короче.
Далее рассмотрим несколько китайских «тридцаток» – такие коротыши-полуавтобусы вместимостью примерно 30 мест, спереди похожие на нормальный автобус, а сбоку представляющие собой какой-то нелепый обрубок, переходной вариант между автобусом и маршруткой, но всё-таки лучше и удобнее последних. Не понимаю, зачем их вообще покупают автотранспортные предприятия – расход топлива у них такой же, как и у нормального автобуса, а вместимость меньше, в чём тогда прикол?
По маршруту Ростов – Волгодонск на радость пассажирам поедет белоснежный китайский автобус «King Long» вместо привычных в этом направлении тесных 18-местных маршруток «Hyundai» County, «Mercedes-Benz» Sprinter и «Ford» Transit.
Ещё один китайский коротыш «Higer» Ростов – Покровское, сразу видно, что «Made in China» – автобусу только восемь лет, а краска с кузова отваливается уже огромными кусками.
Такой же точно «Higer» Ростов – Чертково в синем цвете смотрится гораздо красивее, но если присмотреться повнимательнее, то за открытой дверью также можно увидеть отвалившийся кусок краски, причём в том же самом месте, что и у предыдущего автобуса.
В отстойнике автовокзала я всё-таки смог найти свой любимый красный «Ikarus-256», без него никак! Старичок отправится по маршруту Ростов – Воронеж, причём будет долго трястись через Новочеркасск и Шахты, а не помчится экспрессом сразу прямо по трассе.
Из курортного Геленджика, с побережья Чёрного моря прибыл синий автобус «Hyundai» Aero Hi-Space с каким-то непонятным, неродным шильдиком «H» между фарами.
Вот на маршрутке «Hyundai» County Ростов – Таганрог шильдик выполнен уже в нормальном, классическом стиле – буква «H» в привычном овале, а прошлый автобус – какая-то китайская подделка! Или наоборот?
Итак, давайте перейдём к нашим баранам маршруткам, и начнём разбираться, почему же в Ростовской области на междугородных рейсах в последнее время их становится всё больше, а более удобных и безопасных больших автобусов всё меньше. В первую очередь, если рассматривать такие крупные города области, как Шахты и Таганрог, то здесь наличие маршруток, полностью сменивших автобусы, объясняется частотой их отправления. Пассажирам стало удобнее приходить на автовокзал в любое время, зная, что отправление маршруток происходит с интервалом примерно 15 минут, и не нужно подстраиваться ни под какое расписание.
Что касается более дальних направлений Ростовской области, преимущественно северных и восточных, то здесь можно объяснить наличие тесных и неудобных автобусов малой вместимости уменьшением пассажиропотока в целом. Билеты стоят очень дорого, уровень зарплаты населения отстаёт от ежегодной инфляции всё сильнее, работы как таковой нет ни в деревне, ни в самом областном центре, поэтому люди из глубинки стараются выезжать в Ростов всё реже и реже, только в случае крайней необходимости.
А теперь представим рейс какого-нибудь условного автобуса, например Вёшенская – Ростов, и проедем вместе с ним по маршруту. Итак, из Вёшек большой автобус увозит 5 человек, ещё столько же собирает по деревням по пути в Миллерово. В Миллерово он никого не берёт, потому что там только что перед ним отправилась своя маршрутка до Ростова. В Тарасовке забирает пару человек, которые не поместились в проходящую миллеровскую маршрутку, и ещё человек пять сажает на последней остановке в Каменске, где только что ушла своя полная маршрутка на Ростов. В итоге, большой автобус, проехав почти 400 км, перевёз не более 20 пассажиров, а солярки спалил на 5000 рублей. Билет из Вёшек до Ростова стоит 750 руб., из Каменска 250 руб., вот и считайте, сколько заработает автотранспортное предприятие с этого рейса с учётом выплаты зарплаты водителю, ремонта и обслуживания автобуса, всех налогов, страховок, подачек, поборов и т.д.
А маршрутка и её обслуживание обойдутся предприятию гораздо дешевле, за 400 км она израсходует солярки только на 2000 руб., и перевезёт тех же самых 20 пассажиров по такой же цене за билет, как и большой автобус, ну а если кто-то вдруг не поместится, ничего страшного, если человеку надо, поедет и стоя, такое часто практикуется в Ростовской области.
Но и это не главная причина, почему больших автобусов становится всё меньше. Главный враг, по моему мнению, вот он, пожалуйста, так называемое междугороднее такси «Комфорт», спокойненько стоит себе на перроне Главного автовокзала, и никого не боится. Чтобы вы понимали, такси «Комфорт» – это не просто привокзальный нелегальный «бомбила» из 90-х, это самый что ни на есть узаконенный 8-местный междугородный пассажирский транспорт, отправляющийся по утверждённому расписанию и по установленному маршруту. И тут самое интересное, все маршруты такси «Комфорт» подстроены чётко под расписание больших междугородных автобусов. То есть, отправляется из Вёшенской рейсовый автобус, а минут за 10 перед ним выезжает такой 8-и местный «Hyundai» Grand Starex, и собирает всех пассажиров по пути, ничего не оставляя после себя. Если одной машины на маршруте будет мало, такси «Комфорт» поставит две, так что автобусу всё равно ничего не достанется, за исключением льготных (бесплатных) пассажиров. И так по всей Ростовской области! Цена билета у «Комфорта», как правило, рублей на 100-150 дороже, чем в автобусе, и их основными пассажирами являются, в основном, студенты, которым всё равно, сколько там заплатят их родители, зато они приедут в Ростов на целых пол-часа раньше.
Говорят, что такси «Комфорт» принадлежит одному из бывших директоров Главного автовокзала, поэтому его машины так спокойно стоят здесь прямо посреди автобусов, подпирая их даже на перроне!
Так же можно ещё отметить наличие на междугородных маршрутах нелегальных таксистов 8-и местных машин, работающих по тому же принципу, что и такси «Комфорт», т.е. выезжающих прямо под время автобуса, но их количество ничтожно мало, и вряд ли они способны как-то глобально ухудшить ситуацию.
А вот ещё одна из главных причин заметного уменьшения количества больших автобусов не только у нас, но и по всей России – это, конечно же, интернет-сервис поиска автомобильных попутчиков «BlaBlaCar», которым всё чаще и всё активнее пользуется современная молодёжь.
Поэтому, когда в следующий раз вам понадобиться куда-то поехать на автобусе с Главного автовокзала Ростова-на-Дону, пусть даже на значительное расстояние, не удивляйтесь, что вместо большого и удобного комфортабельного автобуса вас запихнут в какую-то тесную и неуютную маршрутку.
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова в Москву по М4
- Из Ростова в Тюмень
- Из Ростова на Домбай
- В Якутию на автомобиле. Шаг за шагом