Правомерна ли пощечина от Новосельцева?
Ну, вы помните этот эпизод в фильме #служебный роман : Шурочка наушничает Новосельцеву об обнародовании любовных писем и тот, опустив забрало, мчит на разборки. Вот тут собственно и возникает принципиальный момент. С каких пирогов?
Внимание: статья написана кинолюбительницей Алевтиной, это знакомая автора канала.
1. В качестве друга?
Но друг, прежде чем колотить по мусалам, попытался бы разобраться, выслушать обе стороны и понять, откуда ноги растут у конфликта. Новосельцев ведь не частный карманный друг Рыжовой, с Самохваловым его также связывают теплые приятельские отношения. Это помимо того, что «Юрка» ничего плохого конкретно «Толику» не сделал и зарекомендовал себя, как склонный к эмпатии мужик с понятиями.
Деньгами выручил, салатом от пуза накормил, Калугину заартачить помог, за поведение друга перед ней же повинился… А самое главное - побежал за должность Новосельцева ратовать.
Юрий Григорьевич, добившись неплохой карьеры, должен понимать, что так «наспех дела не делаются», что нужно подготовить почву. И, тем ни менее, бросается поправлять карьерное положение старого товарища.
Хотя уже имел разговор с Калугиной и осознает, что «наша мымра» - дама принципиальная и ее ни нахрапом, ни обаянием не возьмешь. То есть, читается за этим абсолютно непреднамеренное и бескорыстное желание поправить дела товарища.
2. В защиту женской чести?
Вообще, как-то принято, что главный борец за честь дамы – ее законный супруг. Только вот, что-то мне подсказывает, что Алексей Рыжов вряд ли пойдет по морде Самохвалову навешивать (и дело тут не в прооперированной язве). Зато наверняка вызовет на семейный ковер Оленьку и устроит ей допрос с пристрастием.
3. ну…чисто по-человечески?
Тут уж я не буду наводить морализаторство на избитых истинах, что драться нехорошо. Если у Новосельцева «кипит наш разум возмущенный» и есть действительная причина зарядить по выхолощенным швейцарским лещам, так вывел бы их обладателя в приемную/на улицу/в мужской туалет.
Нет, тут принципиальным моментом становится втащить злодею на глазах у дамы сердца. «Именно здесь и именно сейчас!» Дескать, зацени, дорогая, широту моей натуры и амплитуду замаха: «Да! Я - крепкий орешек!» И делает-то это как!
Самохвалов до последнего не понимает намерения приятеля, он огорошен пощечиной. С таким же успехом, Новосельцев мог зарядить казенным стулом по статной Самохваловской спине, пока тот разговаривал с директором. А что? Тоже знатно, за дело же! Ну, не по-гусарски, мягко говоря, согласитесь?
Как мог бы поступить Новосельцев?
Выслушать обе стороны, попытаться понять мотивы поведения обоих. И тут уж, как следствие, либо броситься утешать Ольгу, либо проникнуться мужской солидарностью, либо занять позицию третейского судьи: ребят, подурили и будет.
Это, как максимум. Как минимум-это не его дело: двое дерутся, третий не мешает. Не по-товарищески, скажете? Но здесь дело не в угрозе сохранения жизни и безопасности, когда ситуация требует вмешательства.
Тут дама «наворотила дел» по классике: у всех проблем одно начало - сидела женщина, скучала. При всем этом, Рыжова-не маленький ребенок, который нуждается в опеке взрослого. Инфантильна - да, но соображать о последствиях своих экзерсисов в состоянии. И отвечать за них тоже. Причем сама. Иначе получается: я тут, мальчики, заигралась, а вы стреляйтесь!
Мне наиболее импонирует поведение Калугиной: без свидетелей, за закрытой дверью прочистила мозги Самохвалову: «Тут надо иметь терпение и такт! А обнародовать письма подло», - вот так, без обиняков.
И тот проникся. Да, мол, права, Людмила Прокопьевна, еще раз поговорю по-хорошему. Мнение остального коллектива, по преимуществу барышень, которые на Рыжову пальцем показывают, отлично определила Верочка: «Гад какой!». Получается, читать чужие письма-это не в ту копилку, это ничего.
Так, женское любопытство взыграло. Издержки профессии, знаете ли. Хихикать в глаза начальнику: «Не обращайте на меня внимания. У меня бывает!», -тоже оправданно. Нормальная человеческая реакция.
Так почему экспрессивный ход Самохвалова - поговорить с Шурой, вызывает такую бурю негодования у коллектива и у зрителя? Поставьте себя на место Юрия Григорьевича. Вот вы- весьма неглупы, находчивы, предприимчивы. И никак не ожидаете, что на новом месте работы подвергнетесь насмешкам, связанным с какой-то двусмысленной, навязанной вам историей о любовном недержании бывшей подружки.
Почему последствия чьей-то глупости должны хвостом теперь сопровождать каждый ваш проход по общему залу стат. учреждения? Поговорил с ней раз, два. Рыжова в несознанке: «Ты состоишь из одних достоинств! Эту тему я разовью в следующем письме». Ну, харассмент чистой воды. Правда, тогда слов таких не знали и предоставляли мужчине как-то самому выкруживать из подобных ситуаций. Ты ж мужик! Так что бы сделали вы на его месте?
Самохвалов просто боится оказаться в нелепой ситуации. Такие, как он, не привыкли быть объектом шуток. Это любимцы публики. Вот и наш герой всем пытается угодить, со всеми подружиться: «сыр швейцарский, маслины греческие».
Дипломатия чистой воды. «Юра, ты в Швейцарии стриптиз видел?» Это, напомню, обращение к зам. директору. Вы представляете, если бы к Калугиной с тем же вопросом подкатили. А к Юрию Григорьевичу запросто. То есть, он со всей душой, а ему-по лещам…
И не развернись вся эта липкая история, из которой Самохвалову хочется выбраться незапятнанным, потому что он действительно здесь ни при делах от слова «совсем», он стал бы душой коллектива. И, пожалуй, быстренько бы перекочевал в администрацию министерства. А тут такая глупость и малость, связала его буквально по рукам.
Он дезориентирован и, как бы не поступил, будет выглядеть или смешным и неловким, или подлым и эгоистичным. Вот именно тот случай, когда герой мог проникновенно сказать под занавес: бабы-зло! И даже зрительницы прониклись бы и участливо закивали.
Все его дальнейшие телодвижения, если и не оправданы, то понятны. Он мстит. Так, что вы хотели? "Не будите спящую собаку!".
А что вы думаете об отношениях Новосельцева и Самохвалова?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.