Мы все смотрели эти фильмы, где главный герой — учитель. Нет, не так. Он — Суперучитель.
Он не такой, как остальные учителя. Он яркий и смелый. Он приходит работать в бедную школу "мигрантского квартала", или в школу рабочей молодежи, или в консервативное учреждение — и изменяет жизнь своих учеников. Они меняют свой взгляд на себя, на учебу, на какой-то конкретный школьный предмет, на общество в целом. Они становятся добрее, терпимее, свободнее. Чаще всего все это происходит к концу первого же учебного года.
Что не так с этим образом?
Начнем с того, что Суперучитель в кино и книгах — это человек, чей успех в профессии коренится в его уникальной личности. Мы видим, как он входит в класс и, потерпев для приличия пару неудач, как по волшебству находит нужные слова и приемы. И это рождает очень вредное представление о том, что хорошими учителями рождаются.
На самом деле педагогическим техникам можно (нужно!) учиться, а в общении с учениками придётся набить много шишек, и все равно не будешь чувствовать себя во всем уверенно. Но на фоне образа Суперучителя возникает соблазн сказать себе: ну, раз я уже пятый год как не совершил чудо — я, наверное, плохой учитель и надо уходить из профессии. (На самом деле, нет).
Дальше. В реальной жизни систему не так-то просто перешибить. Даже самый самоотверженный учитель может отвечать только за свою делянку. В плохой школе хороший учитель может расшибаться в лепёшку, устанавливать с учениками отношения взаимного уважения и стараться давать знания высокого уровня. Но уже через 15 минут его подопечные будут выслушивать вопли неуравновешенной географички, зевать под бубнеж ОБЖшника, вместо уроков участвовать в качестве массовки на муниципальном мероприятии, которое проводится для галочки. Так что никто не гарантирует, что усилия хорошего учителя смогут перекрыть общую неблагоприятную среду. Или, например, это произойдет, но для единиц из сотен его учеников. Неравнодушный учитель будет тяжело переживать ощущение того, что его усилия уходят в песок. «А ведь Суперучитель на моем месте уже совершил бы чудо!»
Наконец, в реальной жизни хороший учитель имеет право быть разным. И не всегда этот образ будет кинематографичным. Кто-то неутомим и массовик-затейник, кто-то цитирует Ницше и The Doors, кому-то дети плачутся в жилетку. А кто-то не очень харизматичен, но дает качественные знания. Это нормально — не быть всем и сразу.
Образ Суперучителя хорош тем, что напоминает о главном счастье преподавания: возможности почувствовать, как меняешь людей и мир вокруг. Но не надо требовать от себя (или, что совсем нечестно, от окружающих) невозможного. По-моему, чтоб быть по-настоящему хорошим учителем, достаточно неравнодушия к ученикам и способности к самокритике. Все остальное — производная именно этих двух вещей.