Часть 1.
О своём опыте ВЭДсовету рассказывает руководитель международного event-агентства PrivateCase Павел Воронцов. Сопровождаем рассказ невероятно красочными фото из Киргизии.
Павел, расскажите, что за мероприятие проводили в Киргизии?
Это был большой фестиваль национальных видов спорта – Всемирные игры кочевников (проводился в 2014, 2016 и в 2018 гг). В 2016 году фестиваль проходил в городе Чолпон-Ата, на берегу озера Иссык-Куль. В основу фестиваля легли традиционные состязания кочевых народов Центральной Азии, участвовал 771 спортсмен из 20 стран. Раньше там был маленький старый ипподром, а теперь это огромный стадион, построенный по стандартам мирового уровня с современными беговыми трассами для лошадей – по сути, главных участников игр.
А как вы, петербургский event-предприниматель, попали на эти игры?
Получилось так, что петербургская команда выиграла тендер на генподрядные работы по технике и оборудованию. Я оказался участником команды по логистике. Предстояло привезти из России в Киргизию почти сотню проекторов, сценические конструкции 200х40 метров, несколько фур с пиротехникой, энергетическое обеспечение. Звуковое и световое оборудование мы везли из Киева.
Как везли оборудование и технику?
Везли фурами по автомобильной дороге. Большинство фур шло из Петербурга и Москвы, какие-то с Урала, а что-то – из Киева. От условного Таллинского шоссе в Петербурге до берега Иссык-Куля фуры шли 2-3 дня, через автотрассу Урал, Казахстан и горный хребет Алатау (в Киргизии его называют Ала-Тоо). Из Киева фуры шли немного иначе, поскольку им приходилось часть пути проделать по Чёрному морю (на пароме), затем через Кавказ и Каспийское море (тоже на пароме), далее – до Киргизии.
Какие юридические и технические вопросы предстояло решить при перевозке оборудования и техники?
Нюансы очень простые. Мы входим в Евразийский таможенный союз, поэтому, когда фура идёт из России, никаких дополнительных бумаг и таможенного оформления нет. Фура спокойно пересекает границу Казахстана (автомобильный погранпост Сагарчин в посёлке Яйсан (Россия) на таможенный пост Жайсан (Казахстан), далее – пост в городе Кант под Бишкеком (Киргизия).
Всё это происходит по стандартной брокерской истории: груз оформляется, загружается в фуры, машины опломбировываются; далее ты принимаешь груз, записываешь время прибытия, время начала и окончания разгрузки.
Затем машины ожидают, когда мероприятие закончится – мы снова всё оформляем, загружаем и движемся в обратном направлении. Всего получается три копии документов: одна идёт водителю, одна организатору и одна – в юридический отдел.
Киевские машины оформлялись чуть дольше и сложнее, поскольку они не входят в Таможенный союз. Но, поскольку правила грузооформления у нас и на Украине похожи, принципиальных различий не было. Разница была, пожалуй, только во времени простоя на таможне – это предстояло учесть.
А нужно ли что-то для обеспечения безопасности грузов?
Это делалось в нашем случае довольно просто: машины опечатывались, а с водителем мы просто созванивались, чтобы узнать локацию. Однако я бы посоветовал использовать системы GPS-навигации, чтобы видеть точное местоположение водителя в режиме онлайн и заранее понимать, не застрял ли он на таможне. Важны также дополнительные средства слежения и контроля, электронные замки и обязательное страхование грузов. На этом лучше не экономить. Сценическое оборудование – это сумасшедшие деньги.
Как работать с бригадами подрядчиков?
Каждому подрядчику необходимо направить расчёт по времени: в Киргизии другой часовой пояс, на несколько часов больше, чем у нас (GMT+6 – прим. ВЭДсовет), довольно долго лететь. С киевскими подрядчиками отдельный расчёт, поскольку между Киевом и Бишкеком нет прямого авиасообщения. Добираться предстоит до Алматы, а уже оттуда 6 часов на машине.
Мероприятие – по сути живой организм. Каждая команда мобильна, но автономна – предстоит рассчитывать смены автобусов, чтобы бригады вовремя приезжали и уезжали, не ожидая транспорт на холоде (до места проживания около 20 км).
Вы находились в Киргизии несколько месяцев. Нужно ли какое-то юридическое сопровождение команды?
Обязательно надо помнить о регистрации. Да, у нас безвизовый въезд, но если ты приезжаешь на длительный срок (более 30 дней), нужно встать на учёт. Конечно, никто за шиворот вас хватать не будет, но лучше это сделать, чтобы не иметь проблем с законом.
Для оформления нужно прийти в местное отделение милиции, сдать паспорт и проставить соответствующие отметки. Это несложная процедура, но иногда можно прождать долго, потому что в отделении по разным вопросам может оказаться много народу, а киргизы – народ неспешный. Поэтому желательно иметь какое-то знакомство, чтобы ускорить процесс регистрации.
Второй вариант – выехать из страны (например, в соседний Казахстан) одним днём, чтобы продлить срок пребывания.
Собеседник ВЭДсовета Павел Воронцов выражает благодарность компании Asylbashev creative, Дарике Асылбашевой и особую благодарность – Чолпон Кутманалиевой, без которых этот удивительный опыт не был бы возможен.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал!