При морских грузоперевозках в документах и переписке используются специальные термины и сокращения, которые зачастую не понятны большинству непосвящённых лиц. Некоторые английские аббревиатуры вызывают вопросы даже у специалистов по логистике.
Попробуем помочь разобраться с терминологией, употребляемой при перевозке грузов морским транспортом. Ниже представлен словарь, который будет постепенно пополняться новыми терминами и аббревиатурой.
Приглашаем всех специалистов, желающих помочь в пополнении словаря предлагать в комментариях свои замечания и новые данные.
ПС. Пока все данные в словаре будут располагаться в алфавитном порядке. Потом предполагается их разбить по категориям: условия поставки, фрахта и т.д.
A
- Arrival Notice - Уведомление о прибытии - это документ, отправляемый морской линией, её агентом или экспедитором грузополучателю или уведомляющей стороне с указанием даты прибытия груза в определённое место (обычно пункт назначения). Заинтересованные стороны, которые уведомляются о прибытии, обычно указываются в коносаменте в качестве грузополучателей.
- АТА (Actual time of arrival) – Фактическое время прибытия.
- ATD (Actual time of departure) – Фактическое время отправления, отхода.
B
Booking – Букинг, Букировка - бронирование места на судне для перевозки груза. Заявка морскому агенту на перевозку контейнера.
C
- CIF (Cost, Insurance and Freight) – (Стоимость, страхование и фрахт). Условия поставки по Инкотермс означают, что продавец доставляет товары, прошедшие таможенную очистку для экспорта, на борт судна в порту отгрузки, оплачивает транспортировку товаров в порт назначения, а также получает и оплачивает минимальную страховую защиту товаров на пути к указанному порту назначения.
- CNEE (Consignee) – Получатель – лицо, которому передается груз в месте назначения.
- CO (Certificate of Origin) – Сертификат происхождения - товаросопроводительный документ, который устанавливает происхождение товаров. Документ содержит подробную информацию об отправляемых товарах и его наличие определяется многими международными торговыми соглашениями между странами.
- COC (Carrier’s Owned Container) – контейнер, принадлежащий перевозчику. Термин используется в договоре перевозки для обозначения статуса контейнера, возложения ответственности за его возврат перевозчику после доставки груза.
- CY (Container Yard) – Контейнерный площадка (двор) - это специальная зона хранения контейнеров на терминале или в сухом порту, используется для накопления контейнеров до погрузки на судно и для хранения разгруженных контейнеров, пока они не будут погружены на транспортное средство для доставки получателю.
D
- Demurrage – Демередж - штрафные сборы, взимаемые за задержку Клиентом оборудования перевозчика на терминале дольше согласованных свободных дней.
- Detention – Детеншн - штрафные сборы за использование оборудования перевозчика за пределами терминала дольше, чем согласованное свободное время. Применяется на протяжении всего срока владения Клиентом контейнера до момента его безопасного возврата перевозчику.
E
- ETA (Estimated Time of Arrival) – Предполагаемая дата прибытия.
- ETD (Estimated Time of Departure) – Предполагаемая дата отправления (также ETS).
- ETS (Estimated Time of Sailing) – Предполагаемая дата отправления (также ETD).
F
- FCL (Full Container Load) – Полная загрузка контейнера - это означает, что все товары в контейнере принадлежат одному грузоотправителю. При FCL груз в контейнере не обязательно должен полностью занимать весь объём контейнера.
- FI (Free In) – Свободно от погрузки - условия перевозки когда, в стоимость фрахта не включены работы по погрузке на судно.
- FILO (Free In / Liner Out) – условия перевозки, где погрузка за счет отправителя / выгрузка за счет линии.
- FIOS (Free In / Out) – условия перевозки, где погрузка и выгрузка за счет отправителя.
- FO (Free Out) – Свободно от выгрузки - условия перевозки когда, в стоимость фрахта не включены работы по выгрузке с судна.
- FOB (Free on Board) – (Свободно на борту). Условия поставки по Инкотермс означают, что продавец очищает товары для экспорта и обеспечивает их доставку и погрузку на судно для транспортировки в названном порту отправления.
- Freight Collect – Фрахт собирать. Фрахт подлежит оплате грузополучателем в порту назначения.
- Freight Prepaid – Фрахт оплачен. Фрахт собран в порту погрузки. Грузополучатель освобождён от оплаты фрахта при получении груза.
- · Free Time – свободное время. Период времени, в течении которого грузополучатель может распоряжаться контейнером без дополнительной оплаты. Например, свободный период представляется для оформления и вывоза контейнера из порта или для возврата порожнего после разгрузки.
G
- GRI (General Rate Increases) – плановое увеличение базовой ставки фрахта. Носит сезонный характер, устанавливается в соответствии с тарифной политикой морских линий.
L
- LI (Liner In) – Линейные условия при отправлении - условия перевозки означают, что стоимость приема / обработки контейнера и погрузка его на судно включены в ставку фрахта.
- LIFO (Liner In / Free Out) – условия перевозки, где погрузка за счет линии / выгрузка за счет отправителя.
- LILO (Liner In / Out) – полные линейные условия – погрузка/выгрузка за счет линии.
- LO (Liner Out) – Линейные условия при прибытии - условия перевозки означают, что стоимость выгрузки с судна и приема / обработки контейнера включены в ставку фрахта.
- LSF (Low Sulfur Fuel Surcharge) – Топливная надбавка за низкое содержание серы (также LSF).
- LSS (Low Sulfur Surcharge) – Доплата за низкое содержание серы (также LSF). Покрывает расходы, связанные с использованием более дорогого топлива с низким содержанием серы
O
- ODC (Over Dimensional Cargo) – негабаритный груз - груз, который выступает за пределы обычной грузовой платформы транспортного средства (20’ или 40’ и более), перевозящего груз. Негабаритные грузы перевозятся на специальных открытых платформах (flat rack) или в контейнерах с открытым верхом (open top). Ставка фрахта на негабарит отличается от обычной морской ставки фрахта и рассчитывается исходя из габаритов перевозимого груза. (то же OGC)
- OGC (Out of Gauge Cargo) – негабаритный груз, т.е. размеры груза превышают заданные размеры. Габаритные размеры груза в каждом конкретном случае определяются правилами перевозки, инструкциями и стандартами (то же ODC).
P
- POL (Port of Loading) – Порт погрузки груза на судно.
- POD (Port of Delivery) – Порт доставки груза.
- PSE (Port Security Service - Export) – Служба безопасности порта – экспорт. Доплата за услуги по поддержанию безопасности порта в соответствии с Международным кодексом охраны судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).
- PSI (Port Security Service - Import) – Служба безопасности порта – импорт. Доплата за услуги по поддержанию безопасности порта в соответствии с Международным кодексом охраны судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).
- PSS (Peak Season Surcharge) – Доплата за высокий сезон. Это сезонная доплата к фрахту, применяемая в периоды больших объемов доставки. Часто можно наблюдать в конце календарного года.
S
- Shipper – Юридическое или физическое лицо, указанное в коносаменте или транспортной накладной как грузоотправитель и/или с которым (либо от чьего имени либо по чьему поручению) у перевозчика был заключен договор на перевозку.
- SOC (Shipper’s Owned Container) – контейнер, принадлежащий отправителю. Термин используется в договоре перевозки для обозначения статуса контейнера. Перевозчик не несёт ответственность за его возврат собственнику после доставки груза.
T
- TBA (To Be Advised) – Будет сообщено. Например, Vessel TBA в предварительных документах означает, что название судна пока неизвестно и будет позже заменено на фактическое.
- TEU (Twenty-Foot Equivalent Unit) – 20-футовый эквивалент. Условная единица измерения вместимости контейнеров, эквивалентная объему 1 контейнера длиной в 20 футов.
- THC (Terminal Handling Charge) – Расходы на терминальную обработку груза. Услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д.
- TT (Transit Time) – это время, необходимое для доставки груза. Оно включает, как время транспортировки товара из порта в порт, так и время, затраченное на все погрузочные операции, исключая транспортировку на склад.
W
- WSC (Winter Surcharge) – сезонная (зимняя) надбавка. Плата связана с увеличением эксплуатационных расходов перевозчика на транспортировку в зимний период. Применяется в портах с рисками обледенения акватории.
Не нашли нужного термина? Пишите. Добавим в словарь.
Интересуетесь логистикой? Подписывайтесь на наш канал.
Есть вопросы по международным грузоперевозкам? Команда транспортно-логистической компании "Кредо Транс" всегда на связи.
Читаем на канале: