Тогда, на рубеже XV - XVI веков, люди были убеждены, что природа и Бог явили им в лице художника свое совершеннейшее творение.
Конечно, это РАФАЭЛЬ и, конечно, это зенита Высокого Возрождения.
И, конечно, сегодня речь пойдет об одной из его Мадонн.
Сформировавшись в то время, когда период исканий был уже в основном пройден Леонардо и молодым Микеланджело, Рафаэль не дожил до катастроф (изгнание Медичи из Флоренции, испанская экспансия, разгар Тридцатилетней войны, контрреформация), которые потрясли Италию на исходе 20-х годов XVI столетия (именно эти потрясения обнажили трагический и непреодолимый разлад между действительностью и идеалом; смотри позднее творчество Микеланджело, например).
Рафаэль остался равно чуждым и к непрестанным аналитическим поискам Леонардо, и к мятущемуся бунтарству Микеланджело.
Рафаэль - это счастливое равновесие разума и чувст, реальности и идеала, безупречная ясность композиции и форм (читай, воплощение красоты).
РАФАЭЛЬ ЕСТЬ ГАРМОНИЯ.
А еще он один из немногих художников, который, вновь и вновь возвращаясь к сюжету Мадонны с младенцем, не повторялся и не сбивался на стереотипы.
Итак, 1514 год. Рафаэля, уже очень известного художника (читай, именно Мадонны снискали ему широкую славу и выдвинули в первый ряд среди итальянских мастеров), пригласили в Рим, после смерти архитектора Донато Браманте, на реконструкцию собора Св. Петра (правда, планы художника по перестройке собора не были осуществлены, да и большинство построенных по проекту живописца сооружений до наших дней не дошли).
Именно там, практически параллельно с созданием "Сикстинской мадонны", Рафаэль напишет "Мадонну дель Импанната (Мадонна с завесой)" (ок. 1514).
Картина изображает Деву Марию с младенцем Христом вместе со святой Елизаветой, святой Екатериной и Иоанном Крестителем в детстве.
Образ Богоматери - прекрасной молодой девы - соединяющий в себе жизненную правдивость с возвышенным и совершенным идеалом, представляет трогательную чистоту и наивность совсем еще юной женщины, отмеченную твердой решимостью и готовностью к жертве.
Мадонна Рафаэля (впрочем, это справедливо для всех его Мадонн) ЗЕМНАЯ и РЕАЛЬНАЯ барышня, вместе с тем ЛИШЕННАЯ ЧЕРТ ПОВСЕДНЕВНОЙ ОБЫДЕННОСТИ (читай, опоэтизированна).
Исходя из реальности и опираясь на нее Рафаэль стремится поднять образ над всем случайным и преходящим (читай, гуманистический идеал ренессанса - прекрасный и совершенный человек, живущий в атмосфере гармонии с окружающим миром).
Кисть Рафаэля непревзойденно тонка и лапидарна - чего стоит только взглянуть на нимбы персонажей или на мягкое морщинистое лицо святой Елизаветы.
Фигуры свободно располагаются в пространстве картинной плоскости, обладают предельно ясной архитектоникой и подчинены строгим законам логики.
Вся композиция построена на сложной игре ЖЕСТОВ и ВЗГЛЯДОВ (читай, ритмические и эмоциональные связи).
Мадонна смотрит на Елизавету, а Елизавета на юного Иисуса (встречаются на Христе).
Екатерина смотрит на Христа (святая осторожно касается младенца, тем самым указывая на него; вообще, иконографически ее изображают иначе: святая протягивает палец к Христу, чтобы тот надел ей обручальное кольцо, ведь она невеста Христа, но здесь Рафаэлю нужен был именно указующий жест), а Иоанн Креститель - на соседа справа от нас, ну или на нас, тут вопрос спорный, указывает на Христа (взгляд Екатерины - линия, идущая по вектору ее носа (читай, нос как стрелка), и жест Предтечи встречаются на Христе).
То есть все сконцентрированно на юном отроке Иисусе Христе - симпатичном толстеньком мальчугане, которому предстоит совершить столько чудес и столько вытерпеть, завершив свою земную жизнь на кресте.
Конечно, ведь именно он искупит своей жертвой все человечество (читай, первородный грех Адама и Евы снят).
Но разве он главный герой полотна? Он, задорный маленький мальчишка, с интересом смотрящий на эту милую тетю, что так нежно касается его кожи? Он, которому еще неведомы все тяготы этого мира? (потому что он ребенок; Рафаэль его и изображает как ребенка).
ИСТИННЫМ ГЕРОЕМ ПОЛОТНА является второй мужчина на картине - двоюродный брат Спасителя ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. Его мать, Елизавета, та самая старушка на картине, родила будущего Предтечу, НА ПОЛ ГОДА РАНЬШЕ, чем Мария Иисуса, но изображен он много старше своего младшего брата.
Почему? Потому что он знает истину, знает про Мессию. А Рафаэлю, все таки очень твердо стоящего на земле, необходимо было правдиво и убедительно изобразить это ЗНАНИЕ, эту ИСТИНУ, доступную сыну Захарии (поэтому ребенок, но взрослее, поэтому он так вдумчив и серьезен).
Но сидит Иоанн несколько в стороне от общей группы, центром которой является Христос - тот, кто победит смерть "смертью смерть поправ".
Но именно он, Иоанн Креститель, вовремя омовения (читай, очищения от грехов и покояния) иудеев, когда к нему подойдет Иисус скажет: "вот Агнец Божий, Который берет (на Себя) грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю".
🔸🔸🔸
Рафаэль умрет в день своего 37-летия от лихорадки, в Страстную пятницу. По словам Вазари (того самого, кто написал первые жизнеописания художников) именно сексуальная невоздержанность послужила причиной его ранней смерти. После очередной бурной ночи Рафаэль впал в лихорадочное состояние, и приглашенные врачи стали лечить его так, как было принято в те времена - с помощью обильного кровопускания.