Первые истоки
Путь к тому самому сталкеру стал возможен с помощью другой компьютерной игры HALF-LIFE и повести "Пикник на обочине".
HALF-LIFE. Компьютерная игра от студии VALVE по сути полностью изменила вектор развития компьютерной игры от GSC Game World. Тогда о ЧАЭС и приключениях сталкеров ни кто и не думал по началу компьютерная игра от GSC планировалась как обычный футуристический шутер и называлась Oblivion Lost. Команда взяла HALF-LIFE как один из ориентиров и не прогадала сделав ставку на реализм.
"Пикник на обочине" от Стругацких. По сути весь лексикон выражений, название компьютерной игры, мир, персонажи, сюжет и многое другое были адаптированы под компьютерную игру.
Разработка
По началу компьютерная игра была переименована в S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost и повествовала о приключениях в Чернобыле. Разработка велась 5 лет и производилась на собственном довольно перспективном "движке" X-RAY. Геймплей был основан на шутере с элементами приключения.
В эпоху 2000-ых у GSC Game World хватало жирных проблем.
Пираты и хакеры: Данные хлопцы на протяжении 5-ти лет выкрадывали у GSC материалы по компьютерной игре. В целом получилось выкрасть целых 19 билдов компьютерной игры, игровые редакторы документы разработок концепты и прочее.
Неопределённость развития игры: даже за 4 года разработки точки в этом вопросе не было найдено из-за чего все билды в основном напоминали тестовые комнаты чем полноценную игру.
Неисполнение обещаний: GSC Game World пообещали всем тонну пирогов и поняли что всем не угодить. Конец разработки сводился к тому что бы превратить наборы фишек в компьютерную игру а достичь этого можно было только вырезанием всего того что мешало. Игровое сообщество знало о всех билдах и о том что есть. И когда вышла обрезанная версия S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля в 2007 году недовольству игроков не было равных.
Подводя итог данной секции "Билды сталкера" это отдельная тема.
В целом если есть желание самим притронутся к истории разработки на сайтах посвящённых модификациям и по сей день можно найти все 19 билдов и популярную фанатскую модификацию Oblivion Lost Remake которая смогла привести билды в игровой вид.
S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
На релизе в 2007 году ситуация сложилась неоднозначная. Одни спорили о не добавленных вещах в игре. Вторые трубили о тонне багов. Третьи трубили о революционной игре. Последние окажутся правы правда только в 2008 году с последним патчем для компьютерной игры. Так чего же удивительного было в компьютерной игре?
Игровой процесс: В 2008 году и в 2007 году было очень мало компьютерных игр которые могли выпустить игрока в свободное плаванье. Поскольку игра давала относительно большой бесшовный мир. Она быстро полюбилась игрокам по планете. Так же это был довольно увлекательный шутер с приличным арсеналом оружия и огромным парком уникальных опасных зон.
Сюжет: Ну он и в Африке сюжет! Пожалуй отличает от всех то что по ходу придётся очень много читать.
ИИ: Большинство персонажей было снабжено функцией A-LIFE (Свободной жизни) проще говоря проходя данную игру снова и снова вы будете встречать разные опасности и приключения. У огромного большинства болванчиков нет точек к которым они постоянно привязаны.
Относительно простой редактор карт: При должном впитывании букв инструкций абсолютно любой кому интересно может сделать собственный сталкер. Подтверждение тому очень живое мод сообщество.
S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat.
Данные игры выпущенные в 2008 году и в 2009 году по сути можно считать реализацией обещаний данных в 2002 году. В целом говоря о плюсах данных компьютерных игр можно сказать только то что все плюсы Теней Чернобыля преумножились в несколько раз!
Сообщество разработчиков модов
Пожалуй без сообщества модеров и их фанатов S.T.A.L.K.E.R бы погиб на старте. На данный момент самым популярным сайтом для сталкерского модинга является AP-PRO на нём можно найти и форумы по упомянутым билдам и ссылки на развлекательные моды так и серьёзные игровые проекты.