Если бы не таланты француженки Барбы-Николь Понсарден (в девичестве, а по мужу – Клико), возможно, современное шампанское было бы совсем другим. Не таким популярным, красивым и вкусным напитком.
История легенды
Как звали основательницу знаменитого бренда? Спорим, немногие знают без подсказок из интернета. А ведь она достойна, чтобы о ней помнили не только по фамилии мужа. В какое время она жила? Даже приблизительный ответ – в конце XVIII – начале XIX века – сигнализирует о недружественной к женщинам-предпринимателям эпохе. И это в просвещенной Франции!
К сожалению, детальных сведений о Барбе-Николь Клико-Понсарден, знаменитой вдове Клико, особенно о том, какой она была в молодости, практически не сохранилось. Историкам доступны только ее подробные хозяйственные книги. Да и представить, как она выглядела, мы можем в основном только по портретам, написанным, когда Николь была уже дамой в возрасте.
Желающим узнать о личности этой явно незаурядной женщины можно посоветовать произведение Тилара Маццео «Вдова Клико. История винной империи и ее императрицы».
Мы же здесь имеем возможность рассказать о Барбе-Николь кратко. Тем более что нас интересуют еще и особенности ее продукта – знаменитого шампанского Veuve Clicquot.
Итак, будущая вдова Клико родилась в 1777 году в зажиточной семье текстильного фабриканта. В юности оказалась свидетельницей Великой французской революции и Наполеоновских войн. В 21 год вышла замуж, спустя 6 лет овдовела, так как супруг умер от тифа. Если бы не его безвременная кончина, велика вероятность, что она рожала бы детей, вела хозяйство… а мир лишился бы знаменитого шампанского.
В те времена игристые вина были совсем другими: с осадком из-за большого содержания дрожжей и очень сладкими – сильнее, чем даже современные сладкие вина. Первые брюты вообще появились только во второй половине XIX века.
Но вернемся к Николь. Ей пришлось взять на себя управление не очень прибыльным на тот момент производством. И поначалу ситуация не выравнивалась. Европа была охвачена войной, торговля с большинством стран, которые стремился захватить Наполеон, расценивалась как предательство, а из портов даже в разрешенные места отправлять товар было проблематично…
Но молодая вдова не сдавалась. Когда она была уже на грани разорения, суммой на развитие семейного дела выручил отец. И постепенно… ситуация поменялась к лучшему.
Секреты вдовы Клико
Николь, будучи не просто вынужденной продолжательницей дела покойного мужа, а по природе талантливым человеком, придумала процессы ремюажа и дегоржажа, которые внедрили виноделы ее предприятия.
Бороться с мутностью шампанского (оно, напомним, у всех производителей было таким из-за содержания дрожжей) оказалось просто – нужно было всего лишь хранить бутылки горлышком вниз. Ближе ко дну скапливался весь неприятный осадок. Это ремюаж. Периодически бутылки нужно было вынимать, переворачивать и вставлять в другие гнезда под новым углом.
А если еще и охладить шампанское перед открыванием – собравшиеся в льдинку дрожжи под давлением вылетят из бутылки. Это уже дегоржаж. И только затем вино окончательно комплектуется и упаковывается.
Новый революционный метод компании удавалось хранить в секрете аж до конца 1820-х, но потом он был, конечно, раскрыт, и его стали внедрять другие винодельческие предприятия. В наши дни для ремюажа и дегоржажа разработаны поточные автоматизированные линии. Но первой промышленно их внедрила именно Николь.
Но на этом открытия предприимчивой вдовы не заканчиваются.
- Именно она ввела моду на употребление шампанского из высоких узких бокалов – до Клико весь мир предпочитал пить игристое из приплюснутых креманок.
- Николь придумала клеить на бутылки яркие оранжевые этикетки, чтобы покупатели с первого взгляда отличали ее вино. До сих пор продукция Дома Клико выдержана в фирменной цветовой гамме.
- А еще говорят, что первая в мире проволочная уздечка, удерживающая пробку, – мюзле была лично выдернута из собственного корсажа вдовой Клико, чтобы запечатать бутылку. Но вероятнее всего, это миф.
А потом пришли русские…
После поражения наполеоновской армии русские заняли Шампань. Но наши военные не забирали, что вызывало опасения, а покупали вино у Барбы-Николь! Правда, многие делали это в долг, но женщина охотно ссужала им бутылки. Ей принадлежит знаменитая фраза: «Сегодня они пьют. Завтра заплатят». Так и произошло. Вернувшись домой, офицеры не просто расплатились с производительницей оригинального и вкусного шампанского, а стали заказывать у нее новые партии. Марку «Вдова Клико» полюбил Императорский Дом. Главным рынком сбыта шампанского «Вдова Клико» на несколько лет стала Российская империя, вплоть до революции 1917 года.
Сегодня бренд Клико, несмотря на огромнейшую конкуренцию среди производителей шампанского, процветает. Компания является частью концерна Louis Vuitton. Большая часть продукции экспортируется в 110 стран мира.
Кстати, сейчас самое время выбрать бутылочку Veuve Clicquot Ponsardin Brut к Новому году!