Т.к. все, что было запланировано посмотреть в этом районе, мы посмотрели, сегодня отдыхаем =)
Девчонки поплыли ловить рыбу, а мы с Русланом прокатились по местам, где он не был (по маршруту первого дня в Оятевщине
Когда приплыли в Васильево, мы всё-таки сходили до церкви на холме, в которую мы первый раз не попали из-за лени.
Среди домов деревни Васильево своими размерами, планировкой и декоративным убранством выделяется дом из деревни Мунозеро, построенный в 70-х годах XIX века зажиточным крестьянином Лазарем Яковлевичем Сергиным (1814 - 1903). По семейному преданию предки Сергиных пришли в Заонежье из Новгорода. Маленького Сергу - родоначальника фамилии - родители принесли с собой в берестяном коробе. У внука Сергия - Лазаря - было пятеро детей: четверо сыновей - Иван, Степан, Дмитрий, Сергей и дочь Марфа. Двое сыновей занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаревич - кожевенный. Третий сын - Иван - крестьянствовал и держал бакалейную лавку в отеческом доме в Мунозере. Четвёртый - Степан - отслужив в Преображенском полку в Санкт-Петербурге, вышел в отставку и посвятил себя земской деятельности. Все сыновья Лазаря Яковлевича, кроме Дмитрия, были женаты на заонежанках из зажиточных семей.
Хозяйство Сергиных было крепким: земельный надел, урожай с которого составлял до 500 бабок ржи, 8-12 коров, 4-5 лошадей, водяная мельница, рига с гумном, двухэтажный амбар. Имелись в хозяйстве большая лодка-сойма и выездной кабриолет.
Дом Сергиных - традиционный для Заонежья дом типа "кошель" или "дом двор", в котором все подсобные хозяйственные помещения пристроены к жилой части сбоку и перекрыты длинным скатом асимметричной кровли. Отличительной особенностью дома является то, что хозяйственная часть его сдвинута в плане по отношению к жилой. Хозяйственная часть состоит из двора и сарая с сеновалом. Сарай расположен на втором этаже: въезжали туда через ворота по взвозу - покатому бревенчатому настилу. Часть площади сарая занята двумя кладовыми для хранения продуктов, в одной из них прежде размещалась лавка, в которой торговал Иван Лазаревич. Внизу под сеновалом устроены хлева. С южной и северной стороны во двор ведут ворота для загона скота.
Дом Сергиных - большой, двухэтажный со множеством жилых и подсобных помещений. На первом этаже направо от сеней расположена изба, смежная с горницей, налево - изба, где жил брат Лазаря Яковлевича старообрядец Михаил. После его смерти в 1896 году по его завещанию, вплоть до 1920-х годов, изба служила странноприимным домом для нищих. На втором этаже направо из сеней - зала, смежная с горницей, налево - комната для молодых девушек. Светёлки наверху служили кладовыми: в основном там хранили рыболовные и охотничьи снасти.
Сергины прожили в своем доме до 1970-х годов. Внук Лазаря Яковлевича Николай Степанович Сергин (1892-1949) был участником первой мировой войны, служил в Красной Армии. В период коллективизации одним из первых в Мунозере отдал в колхоз скот, ригу, мельницу. Во время Великой Отечественной войны укрывал в своём доме советских разведчиков: М.А.Деллер, Л.Н.Карачеву-Богданову, А.М.Орлова. В 1971 году дочь Н.С.Сергина Е.Н.Мешкова передала свой дом музею-заповеднику "Кижи". Дом был перевезён на остров Кижи в 1972 году и отреставрирован Карельской специальной научно-реставрационной мастерской по обмерным чертежам А.В.Ополовникова.
Вот и часовня Спаса Нерукотворного. (XVII-XVIIIв.)
В.М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»).
На высшей точке острова Кижи, на Нарьиной горе стоит знаменитая часовня Спаса Нерукотворного. (XVII-XVIIIв.) Поднимаясь по тропинке на Нарьину гору, громче топайте ногами – в тихих местах острова Кижи водятся гадюки, они хорошо слышат землю кожей, испугаются и успеют убежать от вас. По-местному – «утечь». Змеи «текут» по траве как ручьи.
На Нарьиной горе всегда стояли часовни. Последняя из известных, Духовская, сгорела от удара молнии ещё перед войной 1941г. Стоял вопрос о переносе сюда нового экспоната. Часовню Спаса Нерукотворного реставратор А.В.Ополовников нашёл в деревне Вигово, поэтому её часто называют «Виговкой». Хорошо сохранился только сруб с 16-тичастным расписанным «небом» внутри. Главки, колокольня, крыльцо были уже утрачены. Правда, недалеко от Кижей ещё стояла часовня в деревне Еглово, очень похожая на Виговку по конструкции и размерам, но она была в плохом состоянии и вскоре совсем разрушилась. Кроме того, она стояла у самой воды, на низменном берегу и не очень подходила для Нарьиной горы.
В.М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»).
Встал непростой вопрос о реконструкции. Впервые по-настоящему автор увидел Виговку издалека с воды, в штормовую погоду под парусами плутая среди многочисленных островов, расположенных восточнее, которые так и называются – Уймы (уйма этих островов – 50). Островов и проливов много, ориентиров никаких, небо покрыто тучами, ветер в проливах «крутит» во все стороны, но выглянет в просвете силуэт Виговки – и всё сразу становится на свои места. Так на неё и шли. Как ни странно, Кижские церкви были видны реже и хуже.
Здесь проявилось третье значение заонежских часовен – они были не только религиозными и общественными центрами – но служили и маяками для плывущих по воде летом, идущих и едущих по льду – зимой. Такие часовни-маяки строили по всему северо-западу России, в том числе на Валдае и на Селигере.
В.М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»).
Когда мы пришли на Нарьину гору, чтобы воздать должное своему маяку – Виговке, то были поражены её малыми размерами, всего 3,63х8,45м в плане! И эта игрушечная часовня видна на много километров, по всей округе.
Виговка отличается удивительной цельностью образа, прочной спаянностью всех объёмов – она будто сделана из единого куска дерева. Интересна главка на высоком шатре Виговки. Она небольшая, с крутыми линиями и, кажется, служит лишь для того, чтобы естественным движением взметнуть вверх вертикаль креста.
М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»)
Особое значение имеет для Виговки крыльцо (на Севере чаще говорили «крыльце» с ударением на первом слоге, напоминая о происхождении этого слова – крыло). Часовня – это всё же не маяк, не памятник, а храм. Храм – для людей. И именно просторное крыльцо, на котором так любят фотографироваться туристы, придаёт часовне уютность, человечность. Той же цели служат широкие нарядные резные причелины и резные детали крыльца.
В.М.Перегудов. Путешествие по «Кижскому ожерелью»).
Когда находишься рядом с Виговкой, то её никак нельзя назвать «холодной», скорее наоборот. При взгляде с близкого расстояния горизонтальная крыша крыльца, расположенная ниже крыши сруба и под прямым углом к ней, значительно смягчает вертикали всего сооружения, его чеканные линии. При взгляде издалека общий вид, четкий силуэт часовни сохраняются за счёт того, что крыльцо буквально слито со срубом – прочно прирублено к нему.
От часовни открываются красивые виды на остров и на озеро.
Возвращаемся к лодке.
После сплавали к Кижскому погосту.
Послушали колокольный перезвон.
В это время девчонки рыбачили. Но рыбачить им мешала утка, которая выпрашивала еды и пыталась нырять за крючком.
Собственно вот что они поймали.
- Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!