Найти тему
Записки на холстах

Когда отец не прав...

Граф Тулуз виконт Лотрек родился в семье французских аристократов, представители которой были связаны кровными узами с королевскими домами. Рос в достатке, любви, заботе. Однако тяжелых испытаний ему досталось больше, чем мог выдержать. При этом он был образованнейшим человеком, знал несколько языков, обладал чувством юмора, относился к себе с самоиронией, искал и нашел свое место в жизни и остался в истории искусства.

Мать и отец - двоюродные брат и сестра, видимо, поэтому Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа отличался слабым здоровьем, плохо рос, шепелявил. Отец рано ушел из семьи, практически не занимался сыном, т.к. тот не оправдал его ожиданий. А Анри восхищался отцом и тянулся к нему. Главной поддержкой в жизни была его мама. В 15 лет после двух переломов Анри перестал расти и не мог ходить без палки. Его возили на курорты, лечили, он занимался плаванием, ему все разрешалось, ему во всем потакали, но болезнь не уходила.

Характер у него был сложный, но сильный: он не терпел, чтобы его жалели, первым смеялся над своей внешностью, не прятался от мира, много пил-гулял и рисовал.

Анри Тулуз-Лотрек рано начал рисовать, сначала в реалистической манере и карандашом, часто лошадей, т.к. в раннем возрасте отец брал его с собой на скачки, кроме того, отец сам был прекрасным наездником. Однако академическая живопись казалась ему далекой от реальности. Анри активно искал свой стиль, на который оказало влияние японское искусство, откуда и взялось непривычное построение композиций, почти схематичное изображение людей. Увлекался работами Дега и Ван Гога.

Взято из свободного доступа в сети "Интернет"
Взято из свободного доступа в сети "Интернет"

Искал художник и свои темы, которые нашел в жизни парижской богемы - танцзалов, борделей, кабаре, кафе, цирка. Причем, и стиль и темы он нашел довольно своеобразные, писал стилизованно, несколько гротескно, но при этом очень жизненно и динамично. Его работы узнаваемы, их не спутаешь с другими.

Семья поддержала его в этом увлечении, но отец потребовал, чтобы он взял псевдоним (Трекло).

В 1880х годах художник приобрел мастерскую на Монмартре, в который был влюблен за царившую там атмосферу творческой жизни и свободы. В кабаре «Мулен де ла Галетт», «Элизе-Монмартр» и «Мулен Руж» и других Лотрек был своим.

Взято из свободного доступа в сети "Интернет"
Взято из свободного доступа в сети "Интернет"

Он рисовал жизнь кабаре, и известность ему принесли афиши для «Мулен Руж». Именно на них впервые появилась его настоящая фамилия. Последовали заказы на афиши и плакаты для цирка и для других заведений и даже хвалебные отзывы, хотя критики очень скептически относились в его творчеству.

Тулуз-Лотрек был активным театралом, создавал портреты танцовщиц, певиц, певцов, актеров и актрис. Однако очереди из желающих заказать портрет не было, т.к. его портретов опасались из-за неприукрашенной реальности, при этом - гротескности, иногда даже карикатурности. В портретах он не пытался подчеркнуть достоинства моделей, напротив, использовал немыслимые ракурсы и позы (например, со спины). Посмотрите, к примеру, на портрет Оскара Уайльда, который отказался позировать художнику. Но как же ясно видно, во что превратился красавец и денди к 41 году. Так же бескомпромиссно рисовал Тулуз-Лотрек и себя.

Взято из свободного доступа в сети "Интернет"
Взято из свободного доступа в сети "Интернет"

В 1893 году состоялась его первая персональная выставка, которая прошла с успехом. Однако алкоголь, сифилис, который он подцепил в борделе, где очень часто бывал и рисовал, а в какой-то период даже и жил — не улучшали состояние и так слабого здоровья. Друзья поддерживали его, организовали выставку в Лондоне. Но срыв за срывом привели его в психиатрическую лечебницу, пролечившись в которой три месяца, он вернулся практически к нормальной жизни, однако сорвался снова, и в 1901 году у него сначала отнялись ноги, а в сентябре он умер, не дожив до 37 лет.

Настоящее признание пришло к художнику после смерти.

Отец не признавал гениальность сына при его жизни, не признал ее и после смерти. Однако по иронии судьбы, отца, который так боялся, что Анри опозорит род, мы вспоминаем только благодаря сыну - Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, который прославил это имя. Если успех художника измеряется ценами на его картины, то Полотно «Прачка», написанное Тулуз-Лотреком, было продано в 2005 году на нью-йоркском аукционе Christie's за 22,4 миллиона долларов.

Взято из свободного доступа в сети "Интернет"
Взято из свободного доступа в сети "Интернет"