Часто так бывает, что пишешь на какую-то тему, с первого взгляда, по которой вроде всё известно и нет шансов найти что-то новое, и вдруг упираешься в полное отсутствие информации.
Нечто подобное получилось, когда я всего лишь хотел написать про поставки артиллерии и стрелкового вооружения в СССР из США и Великобритании в Великую Отечественную войну. Ну и хотел там упомянуть парой строчек про радиолокационные станции. И тут совершенно нежданно-негаданно обнаружил весьма немалый разброс в данных. Пришлось садиться и разбираться.
В Советском Союзе все авторы старались доказать, что поставки по Ленд-лизу вообще не играли никакой роли, отправляли нам союзники всего в очень незначительных количествах, да ещё и качество поставляемого вооружения было крайне низким и, разумеется, с советским не сравнить. В одной из статей того времени мне попалось упоминание о том, что из Великобритании мы получали в небольших количествах английские РЛС GL Mk II, которые были нисколько не лучше аналогичных советских СОН-2. Авторам текста видимо и в голову не могло прийти, что кто-то посмеет узнать «страшную тайну»: советские СОН-2 — это те же английские GL Mk.II, которые производились у нас по лицензии. Мало того, и поступившие из Великобритании эти РЛС у нас так же именовались СОН-2.
В постсоветское время у нас, как часто бывает при больших переменах, во многих отраслях жизни, от секса до политики, кинулись в другую крайность. И немало авторов, стали доказывать, что без Ленд-лиза, мы чуть ли не проиграли бы войну. Кроме того, поскольку точные полные данные поставок по Ленд-лизу, как ни странно, не так и просто найти, то на основе обрывочных сведений растиражировалось много неточных данных.
В результате оказалось, что на сегодняшний день в Интернете можно отыскать довольно много цифр по интересующей меня теме. Вот примеры.
По Ленд-лизу было поставлено 2 тыс. локаторов, в том числе 373 морских и 580 самолетных. Не считая того, что большая часть из 775 советских РЛС, выпущенных в годы войны, была оснащена иностранным оборудованием.
В другом источнике я нашел цифру в 2182 РЛС, уточняющую указанную выше.
Вот ещё версия:
От союзников СССР получил около 1000 радиолокационных станций и гидролокаторов
А вот ещё:
Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов.
А вот ещё одна цитата из вроде бы серьёзного источника:
Из Великобритании с октября 1941 по март 1944 года было завезено еще 302 комплекта аналогичных станций (в СССР они именовались СОН-2 независимо от места изготовления). В марте 1944 года поступило 44 более совершенные станции типа GL-Mk-III (из Великобритании — 15, из Канады — 29). Поставки РЛС управления огнем из США были невелики. За войну в СССР поступило 25 комплектов станций SCR-286, 15 комплектов SCR-545 и 49 SCR-584. РЛС типа SCR-586 использовалась под наименованием СОН-3, а после войны была освоена советской промышленностью под маркой СОН-4.
Однако ошибок в приведенном отрывке слишком много для одного абзаца.
А ещё есть вот такой документ, из которого следует, что всего было поставлено радиолокаторов 762, из которых наземных 277, морские 85 и самолетных 400. Причём подавляющее большинство (в том числе все морские и самолётные) поставок пришлось на 1945 год.
Согласитесь, что при таком количестве различной информации уже сложно понять о чём идёт речь и кто как считал.
Я решил попробовать разобраться. Для чего просто собрать информацию по конкретным РЛС, производившимся как у нас, так и у союзников: Великобритании и США.
С отечественными установками особых проблем нет. Отсеяв все опытные образцы, получается, что за войну и до неё было выпущено 651 станция дальнего обнаружения и целеуказания, в том числе 44 установки РУС-1 «Ревень» (все до войны) и 607 установок РУС-2 «Редут» и РУС-2с «Пегматит». Причём почти половина (294) пришлась на 1945 год.
Радиолокационных станций орудийной наводки зенитной артиллерии СОН-2 было выпущено 124 установки.
Самолётных РЛС выпущено 255, из них «Гнейс-2» было 231 и «Гнейс-5» — 24.
А вот что касается иностранных поставок, то с этим сложнее. Точные перечень есть только по США, в котором нет упоминаний про корабельные системы.
Всего наземных РЛС американского производства разного назначения было поставлено 170 единиц, из которых станций управления огнём было 89 (если я не ошибаюсь), причём самая массовая SCR-584 (поставлено 49 установок) получила в СССР обозначение СОН-4 и под этим названием производилась после войны.
Авиационных РЛС из США нам было поставлено 370 единиц, в том числе 320 SCR-695 и 50 SCR-718.
По поводу английских поставок за полноту информации ручаться сложно, так как у самих англичан она довольно путанная, а советские источники ещё меньше распространяются на эту тему.
Точно можно сказать лишь про поставку станций орудийной наводки зенитной артиллерии GL Mk. I (Gun Laying radar, Mark I) в количестве 204 единиц. В РККА она обозначалась как СОН-2а («а» - английская) и, как уже сказано выше, производилась и в СССР. Точное количество установок GL Mk. III (в СССР обозначалась как СОН-3) в разных источниках указано по-разному, от 44 до 50.
О том, поставлялись ли ещё какие-то наземные английские РЛС в СССР я информации не нашёл, но очень возможно, что их и не было.
По поводу поставок авиационных РЛС английского производства куда-либо, я сомневаюсь, учитывая, что им самим американцы поставили англичанам 52910 таких радаров. В целом количество поставленных и произведённых авиационных РЛС очень сильно превышает данные по их использованию, непонятно, как их применяли в СССР. У нас было крайне мало ночных истребителей и других самолётов, где без радаров никак.
По поводу корабельных РЛС я никакой внятной информации не нашёл. Своих собственных корабельных РЛС у нас в годы войны не было. Правда, на берегу в интересах флота устанавливали и станции РУС-2, и использовали СОН-2.
Известно, что на боевые корабли советского ВМФ импортные радиолокационные станции стали поступать уже в 1942 году. Но единственный случай их применения был на Северном флоте в 1944 году, а на Черноморском оснащать корабли стали уже после окончания боевых действий. На КБФ было лишь три корабля с РЛС.
Из того, что известно. Английские обзорные установки Type 271 ставились на полученные по ленд-лизу эсминцы, обзорные Type 281 — на линкоры и крейсеры, РЛС управления огнём Type 282 — на крейсеры типа «Горький» и «Киров», РЛС корректировки огня Type 284 — на лидеры и эсминцы, РЛС обнаружения целей Type 285 — на крейсеры типа «Горький» и «Киров», универсальные обзорные Type 286 — на советские и ленд-лизовские эсминцы, сторожевой корабль «Смерч» и подводный минный заградитель Л-15, РЛС обнаружения воздушных целей Type 291 — на эсминцах, сторожевых кораблях и подводных лодках, полученных по ленд-лизу.
Американские радары обнаружения морских целей SG стояли на крейсерах «Горький» и лендлизовском «Мурманск», SF-1 — на лидерах «Баку» и «Ленинград», SL — на тральщиках, SO-13 – на торпедных катерах, обнаружения воздушных целей SK — на лендлизовском крейсере «Мурманск». Так же имелись РЛС управления артиллерийским и зенитным огнем FC Mark 3, но не указано, как и где они использовалась.
Из всей имеющейся информации можно сделать вывод, что поставлено было по Ленд-лизу точно не несколько сотен корабельных РЛС, и видимо, упоминаемая цифра 85 ближе всего к истине.
Если кто-то сможет уточнить мою информацию по морским радарам, то буду рад, пишите на почту nwt@nweb.su
Подводя итог написанному, я бы отметил, что в СССР производили сами лишь обзорные РЛС для разведки целей. Без системы наведения в той войне они уже представляли меньшую ценность. А в том, что касается систем управления огнём зенитной артиллерии нам союзникам действительно надо сказать большое спасибо. Ну а про флот и подавно.
Но. Есть в данном случае и «другая сторона медали».
Надо учесть специфику действий на советско-германском фронте. Сравнивать масштабы войны на море у нас и наших западных «партнёров» просто нелепо. А потому говоря про то, что у нас корабельных РЛС не было, а они их клепали тысячами, надо учитывать эти самые масштабы.
Что касается войны в воздухе, то нашим войскам практически не пришлось иметь с массированными ночными налётами средних бомбардировщиков. Не говоря уж про тяжелые, коих у немцев не было от слова вообще. Посему не было у нас такой большой работы для зенитной артиллерии средних калибров, а тяжелой не было вообще. Так же практически не было большой необходимости в массовом производстве ночных истребителей.
Головной болью нашей были низколетящие скоростные цели, для борьбы с которыми не нужны РЛС и пушки среднего и большего калибра, а нужны малокалиберные автоматы.
Такая вот получается картина, ради которой пришлось перелопатить массу информации. И очень надеюсь, что она оказалась интересной и полезной.