Кинофильмы Милоша Формана "Черный Петр" (1964) и "Любовные похождения блондинки" (1965) - ленты о взрослении, разворачивающемся в интерьерах Чехии тех лет. За непритязательными историями о том, что юные Пётр и Бриджит Бардо местного разлива блондинка Андула угловато и неуклюже пытаются жить, стоит глубокий конфликт поколений, раскрывающий бездну непонимания и холод в семье.
Поколение родителей прошло войну. Те, кто выжил, знают цену жизни, они познали свой дзен. Отцы, устав, засыпают на стуле в теплой квартире после горячего ужина, сливая с бытом в единое целое. Такая размеренная жизнь - это санаторий для лечения посттравматического стресса. Так они приходят в себя от войны.
Их детей тяготит такое существование. Они не пережили тех стрессов, им не нужен санаторий. Комфорт кажется скучным и бессюжетным. Дети чувствуют себя бесполезными в посттравматическом мире.
Пропасть в семьях разрастается.
Дети не понимают, почему их родители так занудно говорят, что надо хорошо работать, серьезно относится к жизни, почему им достаточно скромных позиций. Дети не могут эмоционально зацепиться за родителей: они не видят страсти, любви, радости - в чем сами юные герои испытывают потребность. А живые ли их родители вовсе?
Родители же не могут взять в толк, как, имея безопасность, еду, работу, можно так бесцельно жить и не справляться с простыми задачами - это же не в бомбежке выживать. Уж не беспробудно тупые ли они?
Расселина в отношениях поколений приводит к тому, что недолюбленные дети оказываются пустыми внутри, они не могут внутренне найти точку опоры, не могут по-настоящему поверить во что-либо.
Поэтому Пётр из "Черного Петра" не понимает, как ему работать в магазине, как ему общаться с девушкой.
Поэтому Андула не осознаёт, какие отношения с мужчинами она хочет. Поэтому она режет себе руки.
Поэтому даже молодой музыкант Милда из "Блондинки..", который в отличие от Петра и Андулы, внешне справляется с жизнью, внутренне оказывается таким же пустым: он не знает, как он относится к Андуле.