Найти тему
Из точки А в точку Б

Почему РЖД хочет отмены налогов в обмен на строительство ВСМ

Оглавление

Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург — проект заведомо безумно дорогой. И это основная причина, по которой её ещё нет.

Эскиз российского высокоскоростного поезда на сайте ИЦЖТ
Эскиз российского высокоскоростного поезда на сайте ИЦЖТ

В принципе, РЖД сделало финансовую модель, которая как-то сошлась. При одном условии: корпорацию полностью освобождают от налога на имущество (всей инфраструктуры магистрали), а перевозки по будущей ВСМ — от НДС.

Речь идёт о суммах порядка 660 млрд рублей, если что.

Главный инженер РЖД Сергей Кобзев выступил в Совете Федерации с презентацией этой финансовой модели.

Слайд из презентации Сергей Кобзева в Совете Федерации
Слайд из презентации Сергей Кобзева в Совете Федерации

Кобзев дипломатично называл отмену налога на имущество и НДС «специальными налоговыми решениями».

Суть вот в чём. Если государство соглашается отменить налоги для ВСМ — окей, РЖД строит магистраль, находит других инвесторов, и из бюджета просит порядка 50 млрд рублей (3,6% стоимости всего проекта) — и то не раньше 2025 года.

Если же льготы корпорации не дают, из бюджета потребуется 712 млрд рублей (их заведомо никогда не будет), а частных инвесторов вообще нечем будет привлечь. И РЖД будет невыгодно строить ВСМ.

Этот ультиматум Кобзев озвучил открытым текстом:

Цитата из выступления С. Кобзева в Совете Федерации 16.12.2020
Цитата из выступления С. Кобзева в Совете Федерации 16.12.2020

В чём подвох

Налог на имущество, от которого РЖД хотело бы освободиться, идёт фактически в местные бюджеты тех регионов, на территории которых это имущество расположено. В случае ВСМ Москва — Петербург это бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Тверской и Новгородской областей.

Сейчас эти бюджеты от ВСМ ничего не получают — магистрали просто не существует. Но когда она появится... И тут местные администрации расходятся.

Кто-то готов уступить: не было доходов по этой статье — ну и не будет, не убыток же. Зато появятся новые рабочие места и косвенная польза для экономики. Кто-то же хотел бы поговорить о компенсации недополученной прибыли — и Министерство финансов РФ тоже, кстати, именно поэтому приостановило рассмотрение инициативы РЖД.

Чтобы сделать так, как требует от правительства корпорация, надо внести поправки аж в Налоговый кодекс России. А заодно прописать в отраслевых законах, что такое вообще «инфраструктура ВСМ».

Это ещё не всё, что хотят РЖД

Есть ещё один скользкий момент. По некоторым проектам (окончательный ещё не принят или не демонстрируется) высокоскоростная железная дорога пройдёт через земли, которые уже кому-то принадлежат.

Например, в Конаковском районе Тверской области под угрозой сноса оказалось целое СНТ «Мечта» на 300 домов.

Всё законно: специально для таких случаев в июле этого года был принят федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Он разрешает изъятие частных земель, если государству надо построить дороги, линии связи и т. п.

Спорим, РЖД получит все льготы, какие хочет?

Кобзев ещё напомнил, что по плану в следующем году РЖД должны уже искать инвесторов и формировать концессии, а для этого надо как можно скорее утвердить финансовую модель.

А что Минфин сопротивляется и что-то говорит про деньги — это все уже привыкли.

К тому же власти требуют магистраль к 2027 году — стройка века, как-никак.

РЖД пока обещают к 2025 году запустить уже высокоскоростной участок от Москвы до Твери. И, хотя в презентации стоит «более 200 км/ч» — скорость нынешних «Сапсанов», — запустить поезда на 360–370 км/ч.

Читайте также: